Избиения, пытки, имитация казни. Украинский переводчик Radio France девять дней провел в плену российских военных
32-летний украинский переводчик, который в качестве фиксера сотрудничал с Radio France, был похищен российскими военными и девять дней находился в плену. Его историю 21 марта опубликовала международная неправительственная организация "Репортеры без границ".
Организация в целях безопасности не раскрывает данных переводчика и называет его вымышленным именем Никита.
Никиту задержали 5 марта в одном из сел "в центре страны", где шли интенсивные военные действия. Переводчик был в этом районе вместе с журналистами. После работы на машине съемочной группы (на ней была надпись "Пресса") он решил съездить в соседнее село, где живет его семья. По дороге он попал в засаду, по автомобилю открыли огонь, он врезался в дерево. Несмотря на то, что Никита повторял, что он гражданский и сотрудничает с иностранными журналистами, российские военнослужащие его задержали. В телефоне переводчика нашли информацию о бронежилетах и маршрутах передвижения (ее он искал для профессиональной деятельности) и, вероятно, сочли это подозрительным, сообщили в организации.
Никите угрожали порезать лицо ножом, били прикладами автоматов по лицу и туловищу и железными прутьями по ногам. Потом его кинули в канаву, имитируя казнь. Три дня фиксер провел привязанным к дереву на улице. Ночная температура в эти дни, как рассказал переводчик Franceinfo, опускалась до -5 °С.
По словам Никиты, его переводили в разные локации. Вначале переводчик находился в лагере в лесу, где было более сотни солдат, танки и артиллерия. 8 марта его вместе с другим задержанными перевезли в другое место, примерно в 40 минутах езды от лагеря. Там издевательства над переводчиком продолжились, его пытали электричеством. По словам Никиты, ему нанесли три-четыре удара током в ногу с помощью электрошокера.
Российские военные, по мнению переводчика, думали, что он разведчик и использует свою работу как прикрытие. Его заставили написать письмо, в котором он заявил о поддержке российской армии и вторжения в Украину, и 13 марта отпустили.
При медицинском осмотре у Никиты диагностировали сотрясение мозга, гематомы на голове и теле, отек правой ноги, онемение конечностей.
"Репортеры без границ" смогли подтвердить рассказанное Никитой из других источников. Они передадут информацию об этом в Международный уголовный суд.
"Никита дает нам пугающие показания, подтверждающие масштаб военных преступлений, совершенных российской армией против журналистов. Передача его показаний прокурору МУС – это меньшее, что мы можем сделать", – сказал генеральный секретарь организации "Репортеры без границ" Кристоф Делуар.
Война России против Украины. Главное (обновляется)
Контекст:
В "Репортерах без границ" рассказали, что до этого подали в МУС две жалобы. Первая жалоба, как сказано на сайте организации, касается обстрелов четырех телевышек в Украине, ее подали 4 марта. "Репортеры без границ" заявили, что телевышки – это исключительно гражданская инфраструктура, целью этак РФ было прекращение вещания украинских телеканалов. Вторую жалобу направили в МУС 16 марта, в ней идет речь о преднамеренных нападениях российских военнослужащих на журналистов. В организации сообщили, что им известно о восьми таких случаях.
В "Репортерах без границ" подчеркнул, что журналисты являются гражданскими лицами и находятся под защитой. Умышленное нападение на них – это военное преступление.
С начала российского вторжения в Украине при исполнении профессиональных обязанностей погибло не менее четырех журналистов: 13 марта в Ирпене Киевской области погиб американский журналист Брент Рено, который освещал события в Украине для издания Time; 15 марта в селе Горенка Бучанского района Киевской области погибли оператор американского телеканала Fox News Пьер Закржевский и украинская журналистка Александра Кувшинова; 23 марта в Киеве погибла журналистка российского издания The Insider Оксана Баулина.
Кроме того, были случаи похищения украинских журналистов на оккупированной российскими войсками территории. Журналиста из Каховки Херсонской области Олега Батурина оккупанты удерживали в плену восемь дней.