Лауреат Пулитцеровской премии Чернов о работе в Мариуполе: Всегда находится кто-то, кто говорит: ничего такого не было. Поэтому важно, чтобы эти кадры остались для следующих поколений
"Журналистская деятельность, фото- и видеоматериалы, которые мы делаем, – это не единственное, что используется в кейсах военных преступлений, но это важнейший элемент. Дело в том, что это не только важно для документирования преступления, хотя это одна из важнейших функций журналистов, особенно там, где есть потенциальные нарушения прав человека или потенциальное военное преступление, но это еще и остающиеся в истории документы", – подчеркнул Чернов.
Он отметил, что визуальные свидетельства защищают будущие поколения от манипуляций и искажения истории.
"Посмотрите, прошло 70 лет со Второй мировой войны, и уже мы видим, что кто-то говорит, что не было Холокоста. Даже при том, что есть и фотографии, и видео многих преступлений, которые совершали нацисты во время войны, всегда находится кто-то, кто говорит: "Да нет, ничего такого не было". Поэтому это важно не только для суда, но и для последующих поколений, которые будут смотреть на эту войну как на историю своей страны, важно, чтобы эти кадры остались для них", – заявил Чернов.
Он обратил внимание на тот факт, что сейчас сложно восстановить ситуацию после обстрела российскими войсками Мариупольского драмтеатра, поскольку к тому времени в городе не осталось журналистов.
"На следующий день после того, как мы уехали из Мариуполя, драмтеатр разбомбили. Уже там не было никого, кто мог бы это снять. И трудно даже понять, сколько людей там было убито, что произошло с ранеными, выяснить все обстоятельства такого масштабного преступления без видео- и фотодоказательств очень трудно. Именно поэтому важно, чтобы журналисты всегда были там, где может произойти потенциальное военное преступление", – сказал Чернов
Лауреат Пулитцеровской премии Чернов: Врач развернул маленький сверток. Мы поняли, что это ребенок, на бумажке было написано "23 дня". Этот момент из больницы Мариуполя со мной навсегда. Полный текст интервью
Контекст:
Мариуполь был окружен российскими войсками в первые дни полномасштабного вторжения РФ в Украину, которое началось 24 февраля 2022 года. С начала марта он находился в блокаде, со второй половины мая город – в полной оккупации.
В Мариуполе в начале августа оставалось около 130 тыс. человек. До полномасштабного вторжения в городе проживало 530 тыс. человек. По разным оценкам, в ходе боев за город погибло от 20 тыс. до 25 тыс. мирных жителей, точных данных нет.