Лауреат Пулитцеровской премии Чернов: В Мариуполе было много страшных моментов. И умиравшие дети, и массовые захоронения, и когда мы не знали, захватят ли нас в плен и будут пытать или просто убьют G

Лауреат Пулитцеровской премии Чернов: В Мариуполе было много страшных моментов. И умиравшие дети, и массовые захоронения, и когда мы не знали, захватят ли нас в плен и будут пытать или просто убьют Чернов: Для меня самый страшный момент был в больнице №3 Мариуполя
Фото из архива Чернова
Шансов на скорую деоккупацию Мариуполя в марте 2022 года были мало, потому что слишком большую территорию оккупировали россияне во время полномасштабного вторжения. Об этом в интервью изданию "ГОРДОН" рассказал украинский журналист, писатель и режиссер, лауреат Пулитцеровской премии за 2023 год Мстислав Чернов.

"Много было ужасных моментов. И дети, которые умирали на операционном столе, и массовые могилы, где хоронили этих детей, и страшный момент, когда мы были в окружении и не знали, выживем ли, нас захватят в плен и будут пытать или просто убьют. Но для меня самый страшный момент был в больнице №3 в последний день, когда мы выбрались из города", – подчеркнул Чернов.

Он поделился переживаниями, которые остались с ним до сих пор.

"Это было 15 марта. Перед входом в больницу лежали просто тела погибших людей, которых не смогли спасти врачи. Их некуда было класть, некому было хоронить, даже отвозить куда-то на кладбище или в морг. И был врач, который сказал нам: "Идите со мной". Мы последовали за ним, мы не знали, куда он нас ведет, и мы спустились в подвал, и там тоже были тела людей, десятки тел. Он сказал: "Все это люди, которых не удалось спасти". Там был такой маленький сверток, и он начал его разворачивать. Я не сразу понял, что там, но мы снимали. Потом мы поняли, что это маленький ребенок, на бумажке было написано "23 суток"... Мы вышли из того подвала и начали искать возможность эвакуироваться, уехать, и мы смогли уехать в тот день, но этот момент – он остался со мной навсегда. Потому что я снова и снова его вспоминал", – рассказал Чернов.

Напряженной была и эвакуация из окруженного Мариуполя.

"Мы ехали 100 км через оккупированную территорию, 15 российских блокпостов, везли эти кадры и другие кадры на жестких дисках, которые были спрятаны по машине, и мы все молились, чтобы они не нашли камер и жестких дисков компьютеров. С каждым этим блокпостом, с каждым километром оккупированной территории мы понимали, что шансы на скорую деоккупацию очень-очень малы. Потому что слишком большая территория уже была оккупирована", – сказал Чернов.

Лауреат Пулитцеровской премии Чернов: Врач развернул маленький сверток. Мы поняли, что это ребенок, на бумажке было написано "23 дня". Этот момент из больницы Мариуполя со мной навсегда. Полный текст интервью

Контекст

Мариуполь был окружен российскими войсками в первые дни полномасштабного вторжения РФ в Украину, которое началось 24 февраля 2022 года. С начала марта он находился в блокаде, со второй половины мая город – в полной оккупации.

В Мариуполе в начале августа оставалось около 130 тыс. человек. До полномасштабного вторжения в городе проживало 530 тыс. человек. По разным оценкам, в ходе боев за город погибло от 20 тыс. до 25 тыс. мирных жителей, точных данных нет.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать