Волонтер Гай: Киев ищет такую форму, которая называла бы вещи своими именами и меняла формат АТО, но при этом избегает слова "война"
Для Украины назвать боевые действия на Донбассе "войной" равносильно объявлению войны России, заявил в комментарии изданию "ГОРДОН" волонтер, глава благотворительной организации "Фонд "Мир и Ко" Мирослав Гай.
Термин "антитеррористическая операция" не отражает сути событий, происходящих на востоке Украины. Такое мнение изданию "ГОРДОН" выразил волонтер, глава благотворительной организации Фонд "Мир и Ко" Мирослав Гай, комментируя заявление министра по вопросам временно оккупированных территорий Юрия Грымчака о том, что законопроект о реинтеграции Донбасса предполагает замену термина "АТО" на "операцию по обороне Украины".
"Мы не можем юридически назвать боевые действия на Донбассе войной, потому что это будет вне международного права. К сожалению, международное право не может дать адекватной оценки событиям в Украине. Называть происходящее на востоке страны "АТО" глубоко неправильно. Мы противостоим не террористам, а регулярным военным формированиям РФ. Называть их террористами нельзя. Огласить, что это война, равносильно тому, если бы мы объявили войну России. Поэтому Киев ищет такую форму, которая называла бы вещи своими именами и меняла формат АТО, но при этом избегает слова "война", – отметил Гай.
Он акцентировал внимание на необходимости расширения полномочий Вооруженных сил Украины.
"Меня больше всего интересует, предполагает ли "операция по обороне Украины" борьбу с контрабандой. В том числе с нашей стороны. И будут ли расширены полномочия ВСУ? Сейчас их недостаточно. К тому же, очень часто по отношению к нашим военнослужащим, совершившим те или иные действия, применяют уголовный кодекс мирного времени. Грубо говоря, жители оккупированных территорий повадились подавать в суд на наших ребят и их командиров. Причем, как правило, обвинения надуманные или неправдивые. И бойцы тратят на бюрократические моменты свое время вместо того, чтобы выполнять свой военный долг. То есть нужны тотальные изменения. Надеюсь, сменой названия дело не ограничится. Сейчас даже чтобы разместить личный состав в ближайшем строении возле линии разграничения, нужно получить кучу разрешений", – подчеркнул Гай.
13 июня секретарь СНБО Александр Турчинов заявил, что военные действия на Донбассе переросли формат АТО как по продолжительности, так и по масштабам, в связи с чем необходимо перейти к новому формату защиты Украины от российской агрессии. 14 июня президент Украины Петр Порошенко подчеркнул, что в заявлении Турчинова не шла речь о замене АТО военным положением.
20 июня "Громадське ТБ" опубликовало документ под названием "Проект концепции", который должен лечь в основу законопроекта "Об особенностях государственной политики по восстановлению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей Украины".
Российская газета "Ведомости" со ссылкой на свои источники сообщила, что план реинтеграции Донбасса, который разрабатывают в Администрации Президента Украины, предполагает прекращение АТО и введение военного положения.
10 июля СНБО отложил рассмотрение законопроекта о деоккупации Донбасса, Турчинов отметил, что Министерству иностранных дел и Администрации Президента было поручено провести консультации с международными партнерами.
28 августа представитель президента Украины в Верховной Раде Ирина Луценко заявила, что законопроект о реинтеграции Донбасса готов к внесению в Верховную Раду на 99,9%.
4 сентября спикер парламента Андрей Парубий сообщил, что инициатива пока в парламент не поступала.