Александр Авдеев
АЛЕКСАНДР АВДЕЕВ

Начальник управления государственного архитектурно-строительного контроля Одесского горсовета

 
Все материалы автора
Все материалы автора

Урок на турецком языке, или Еще раз о проблемах законопроекта №5655 G

Землетрясение в Турции и Сирии привело к страшным жертвам и разрушениям. Число погибших приближается к 50 тыс., еще сотни тысяч получили ранения. А общее количество пострадавших, скорее всего, составит 20 млн, учитывая, что толчки продолжаются.

Из-за войны и наших ужасных потерь украинское общество не так остро восприняло эту трагедию. В информационном поле упоминаются в основном соболезнования, сбор пожертвований и небольшая помощь, которую Украина смогла предоставить. Однако есть вопрос, требующий анализа даже в условиях войны.

Ученые сравнили силу землетрясения с ударом 500 атомных бомб. Города и поселки, находившиеся вблизи эпицентра, получили серьезные повреждения, а в целом в стране пострадало около 4 млн домов, из них 30 тыс. – разрушены!

Такие последствия можно назвать катастрофическими. И многие связывают их с качеством строительства. Основанием для таких выводов послужили среди прочего многочисленные видео, на которых дома падают, как карточные. А еще – заявление городского головы одного из городов Турции, где, напротив, не пострадал ни один дом. По его словам, так произошло из-за того, что он не разрешал незаконное строительство.

В Украине достаточно сейсмоактивных зон. Среди них и Одесская область, где часть региона отнесена к зоне интенсивных сотрясений в баллах в 7 и 8 – на юге.

Здесь важно понимать, что когда речь идет о риске разрушений, надо учесть, что в городах есть не только новостройки, но и, например, исчерпавшие свой ресурс панельные дома.

На мой взгляд, именно здесь самая большая зона риска. Поэтому мы уже должны анализировать этот опыт и учитывать его при возведении не только новых зданий, но и реконструкции, модернизации и восстановлении существующих построек. Ведь большая часть многоэтажек Одессы построена в советское время. На турецких видео мы видим, как рушатся именно панельные дома, а ГАСК регистрирует в том числе уведомления о реконструкции помещений в них. И нередко мы сносим нахалстрои именно в таких домах, где владельцы помещений первых этажей пытаются провести расширение, реконструкцию, снести несущие стены или пристроить что-то. Все это может привести к трагедии. Поэтому здесь тоже нужен контроль.

Что касается новостроек, то главное – качественная проектная документация и ее строгое соблюдение и контроль. И возведение зданий в соответствии с ней.

Я, конечно, не могу оценить ни качество проектной документации в Турции, ни ее соблюдение, ни качество работ. Однако, безусловно, одним из главных способов предотвращения таких жертв и разрушений является соблюдение всех строительных норм и стандартов, в том числе и в отношении сейсмостойкости. Особенно в районах с повышенной геологической активностью.

И даже в условиях войны для Украины этот вопрос актуален, ведь 10% территории нашей страны относится к "сейсмически опасным". Это Львовская, Ивано-Франковская, Черновицкая и Одесская области.

Как строятся устойчивые к землетрясениям дома?

Если мы возьмем сугубо теоретический аспект вопроса, то одной из основных проблем, которая обычно приводит к ухудшению устойчивости зданий во время землетрясений, является несоответствие строительных материалов и технологий требованиям: кирпича, бетона или металла.

"Экономия" может значительно повысить риск обвала и разрушения дома во время сейсмических толчков. Поэтому важно, чтобы строительные материалы отвечали требованиям и были проверены на прочность и устойчивость к землетрясениям.

Ключевым в этом контексте является соблюдение правил и стандартов при проектировании. Именно на этом этапе принимаются решения по конструктивной схеме (материал стен, перекрытий, кровли), типа фундамента и так далее. То есть проектировщик определяет все: технологию, материалы, конструктивные элементы здания, которые будут обеспечивать ее надежность, долговечность и стойкость.

Конечно, ответственность не только на проектировщике. К примеру, любой проект строительства на территории Одессы, которая относится к территориям со сложными инженерно-геологическими и техногенными условиями, должен пройти экспертизу. Ее положительное заключение подтверждает соответствие разработанной проектной документации действующему законодательству, в том числе правильность выбора строительных материалов, конструкций и тому подобное. То есть если здание должным образом спроектировано, а его проект прошел экспертизу, скорее всего, оно выстоит во время землетрясения. Но…

Почему тогда дома падают и не только во время землетрясения?

Спроектированное здание остается только на бумаге. Реальное обычно имеет ряд отличий, несмотря на авторский и технический надзор. Да, за выполнением работ наблюдает специалист вместе с ответственным лицом застройщика. Они следят, чтобы использовались качественные строительные материалы, соответствующие проектной документации и действующим строительным нормам и правилам, ГСТУ. Более того, все сведения об использованных материалах, конструкциях, изделиях должны быть занесены в специальный журнал, а у материалов и оборудования должны быть технические паспорта и сертификаты.

И в случае, если такой специалист находит отклонение от проектных решений, допущенных при строительстве объекта, а подрядчик отказывается их устранить, он должен сообщить об этом органу государственного архитектурно-строительного контроля. Но будет ли это так?

Еще раз обратите внимание и зафиксируйте: за качество применяемых изделий, материалов и конструкций, в том числе при выполнении скрытых работ, например, укладке фундаментов, несут ответственность производитель работ и лицо, осуществляющее технический надзор на объекте строительства.

В свою очередь сотрудники органа ГАСК имеют возможность проверять качество строительства только, что называется, извне. К примеру, молотком Шмидта можно проверить качество наружного слоя бетона той или иной конструкции, доступной к обследованию. Но проверить, например, спецификацию и качество уложенной железобетонной конструкции арматуры технически невозможно без повреждения этой конструкции. Единственное, на что можно положиться, – это документы.

Ни одной жалобы с 2016 года

Непрерывный контроль качества и спецификации материалов, изделий и конструкций, примененных при строительстве, возможен только при постоянном нахождении на строительной площадке и личной возможности подтверждения их качества и спецификации, в том числе с помощью соответствующих лабораторных исследований.

Этим непрерывным контролем, согласно действующему законодательству, занимаются уже упомянутые мной исполнитель работ и ответственные лица, осуществляющие технический и авторский надзор. И делают они это за средства застройщика, финансирующего строительство.

В случае если недобросовестный застройщик захочет сэкономить на качественных материалах, как вы думаете, будут ли зависимые от него указанные ответственные лица уведомлять органы ГАСК об обнаруженных отклонениях?

С 2016 года, с момента передачи Управлению ГАСК полномочий по осуществлению такого контроля на территории Одессы, ни одного уведомления от ответственных лицах, осуществляющих авторский и технический надзор, об обнаружении отклонений от проектных решений, в том числе по примененным материалам и изделиям, к нам не поступало! Ни одного!

Ситуация может еще усугубиться. В рамках реформы строительной отрасли, внедряемой законопроектом №5655, вместо государственного архитектурно-строительного контроля предполагается осуществление градостроительного контроля частными структурами. Их работа также будет оплачиваться застройщиками и полностью зависит от их финансирования.

Не возникает ли у вас сомнений в беспристрастности и качестве такого градостроительного контроля, который будут осуществлять частные структуры, полностью подконтрольные застройщикам?

Будут ли такие уполномоченные лица градостроительного контроля действовать в интересах территориальной общины?

Будут ли они выявлять имеющиеся нарушения и требовать от застройщиков (которые платят им заработную плату) их устранения? Или будут закрывать глаза на существующие нарушения, как это уже делают ответственные лица, осуществляющие недобросовестный авторский и технический надзор?

Вот эти вопросы – ключевые сегодня. Ведь от этого зависит, сможем ли мы предотвратить жертвы от некачественного строительства. Следовательно, нужно изучить трагический урок наших соседей и исправить неправильные решения.

Источник: "ГОРДОН"

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.
Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать