Несмотря на достигнутые договоренности между властями и бизнесом, продолжается практика в стиле "маски-шоу". Только сейчас немного сменился повод для "наездов". Если в нулевых обычно против бизнеса открывали так называемые фактовые дела, то есть по факту гипотетического преступления, то сейчас очень часто обвиняют в крайне тяжких правонарушениях, например, в государственной измене.
Здесь важно понять, чем эти дела, которые штампуют у нас, отличаются от правовых государств. В правовом государстве правонарушение отдельного лица не приводит к уничтожению компании, в которой оно работало. Ведь индивидуальное преступление не тождественно коллективному, а преступление физического лица не тождественно нарушению закона юридическим лицом.
Приведу обычный пример. Были ли среди работников "Укрпочты" или "Ощадбанку" люди, которые остались на оккупированных территориях и сейчас лояльны к оккупационным администрациям? Да. То же можно сказать о силовых структурах, часть работников которых осталась в оккупированном Крыму. Но это не повод для их ликвидации. Почему это важно? В Украине мало внимания уделяют институту репутации. А попадание юридического лица в ленту новостей с пометкой "правонарушения" – это всегда удар по репутации, от которого можно и не прийти в себя. Поэтому блокирование работы юридического лица и обнародование информации о нем, которая может нанести вред репутации, возможно, только если есть 100-процентные доказательства правонарушения.
Но сейчас, несмотря на решение СНБО "О безотлагательных мерах по обеспечению экономической безопасности на период действия правового режима военного положения", которое подписал президент, ДБР совершает чрезмерные силовые действия в отношении бизнеса. Отмечаю – не в отношении отдельных лиц, а именно к бизнесу. К примеру, сейчас ищут "русский след" в sportbank. Причем делают это на основании решения Лычаковского районного суда Львова, хотя sportbank находится в Киеве. Почему не на основании решения Шевченковского районного суда рядом с ДБР? Наверное, потому, что там не нашлось "нужного" судьи.
Во время обыска изъято $30 тыс. Заблокированы счета компаний ООО "Дивотек" и ООО "ДТ Нетворк". Здесь надо понимать, что sportbank создан в формате необанка по типу mono, то есть банковской лицензии у него нет и он действует на основании специального соглашения с "Таскомбанком". Конечно, подобные действия могут разрушить бизнес. Когда вина не будет доказана, восстановиться после этого достаточно трудно. Эта ситуация бьет рикошетом и по "Таскомбанку", и по государственному проекту "Дія Сіті" при Минцифре.
Помните, как говорил министр Федоров: регистрируйтесь в "Дія Сіті", открывайте финансовые потоки, платите налоги – и государство защитит законопослушных участников от любых административных и уголовных преследований. На практике ДБР перечеркивает и формат бизнес-инкубатора в виде "Дія Сіті", и решение президента об исключении формата "маски-шоу" по отношению к легальному бизнесу. Тем более что "государственная измена" – это полномочия СБУ, а не ДБР. Но sportbank никогда не работал на рынке РФ.
Это классический банковский средний бизнес: 600 тыс. клиентов, 80% дохода за счет кредитования, 200 рабочих мест, 30 млн грн уплаты налогов в год. Конечно, при таких параметрах бизнеса не будет средств на политический лоббизм или "силовую крышу". Но это не повод разрушать средний бизнес, на котором держится экономика. Сегодня уничтожат средний бизнес, завтра приступят к малому. Эту спираль саморазрушения нужно прекращать, и чем скорее, тем лучше.
Источник: Алексей Кущ / Facebook