Последние заявления президента Франции Эммануэля Макрона о создании ракетной коалиции, которая должна обеспечить Украину оружием дальнего радиуса действия, и даже о возможности введения войск стран Запада на территорию страны наделали много шума.
Эксперты и политические комментаторы выдвигают ряд предположений, с чем связана столь необычная для французского лидера риторика. Кто-то считает, что это работа Макрона над своим политическим наследием. Кто-то видит в этом продуманный ход к созданию "стратегической неопределенности".
Но по-моему, эти слова являются признаком глубокой трансформации, которую прямо сейчас переживает европейская политическая элита. В частности, элита единственной страны Евросоюза, имеющей ядерное оружие, – Франции.
Европейцы стали понимать, что могут остаться одни. Если уже не остались.
Политические процессы в США не вызывают сомнений – Евросоюзу и другим странам цивилизованного мира давно пора задуматься о самостоятельном обеспечении своей безопасности.
Можно сколько угодно перечитывать известную ст. 5 Вашингтонского договора НАТО, но убедить себя, что американцы и другие союзники обязательно придут на помощь в случае нападения России или Ирана, уже не выходит.
Хотя вся концепция европейской безопасности была связана именно с верой в немедленное вмешательство Америки и ее же "ядерным зонтиком". Европейские страны содержали "маленькие умные армии" и, чего греха таить, действительно не до конца выполняли свои обязательства по оборонному финансированию в рамках НАТО, о чем любит вспоминать Дональд Трамп.
Может показаться, что страхи европейцев (и не только) связаны именно с потенциальной победой Трампа на предстоящих президентских выборах в США. Но это только часть истины. Победа представителя Демократической партии, в которой укрепляется "прогрессистское" крыло, тоже не сулит ничего хорошего.
Высокая вероятность, что при любом исходе выборов в Штатах Америка пойдет по пути изоляционизма. Просто разными дорогами.
Возвращаться к бесконечной теме о неспособности Конгресса одобрить помощь для Украины, Израиля и Тайваня не будем. Есть другой новый пример.
В начале февраля президент Джо Байден выпустил меморандум, который активно продвигали "прогрессисты" и теперь называют его "тектоническим сдвигом в американской политике". Согласно документу, все страны, получающие военную помощь от США, должны соблюдать нормы международного права, обеспечивать доступ к гуманитарной помощи и соблюдать права человека.
Кроме того, получатели американского оружия должны постоянно отчитываться по этому поводу. В противном случае госсекретарь может приостановить оказание военной помощи. Этот документ в Демпартии хотят свести в ранг закона, чтобы любой последующий президент США не мог его отменить.
Совершенно очевидно, что сейчас этот меморандум адресован Израилю, против которого выступает значительная часть демократов. Но в один день эти нормы, если это потребуется политикам, могут быть развернуты и против других получателей американской военной помощи. Среди них Украина или потенциально страны Европы.
Так что проблема не только в Трампе и его последователях. Она гораздо глубже, и в Европе, судя по всему, это уже понимают.
На фоне публикаций крупнейших СМИ о возможной агрессии России против стран Балтии, Польши и даже Германии европейские правительства начали выделять миллиарды евро на перевооружение.
И в этом деле у Европы есть два природных союзника – Украина и Израиль. Они первыми получили удар от уже сложившегося блока агрессивных диктатур, которые намерены навязать свои правила всему цивилизованному миру.
Израиль может активно участвовать в перевооружении стран Европы, и похоже, уже это делает. К примеру, Германия закупает самую современную систему ПВО "Хец", способную сбивать баллистические ракеты почти в космосе, и успешно проверенную в боевых условиях во время недавних обстрелов Израиля йеменскими хуситами. Эту систему закупают и Нидерланды.
Кроме того, израильские оборонные корпорации подписывают крупные контракты с европейскими странами на поставку систем для бронетехники – вооружения, патрулирования, вождения и мониторинга ситуации.
Украина имеет бесценный опыт ведения величайшей войны на континенте со времен Второй мировой. Вооруженные силы Украины являются наиболее боеспособной армией в Европе, ведущей войну наивысшей интенсивности на гигантском фронте.
Никто в Европе не знает на практике, как воевать в полномасштабной войне. Есть подозрение, что даже гражданская инфраструктура не готова к потенциальному удару России и ее союзников. Наличие современных вооружений, качество которых доказано на поле боя в Украине, не означает умения эффективно применять их. А ВСУ это умеют.
Выходит так, что к моменту окончательного оформления и отработки взаимодействия союза России, Ирана, КНДР и их прокси-армий старый, консервативный евроатлантический альянс пришел в упадок. В этом альянсе потеряно главное – доверие. И пока нет никакой причины для его укрепления.
Чтобы выдержать давление мафиозных диктатур, необходимы новые формы взаимодействия. И здравый расчет на собственные силы.
Не будет другого пути, кроме как тратить на оборону гораздо больше. Придется заново разгонять свой военно-промышленный комплекс. Забыть многие проекты, которыми так увлекалась Европа до начала полномасштабной войны России против Украины.
К сожалению, оказалось, что определяющим фактором является не количество объектов "зеленой" энергетики, а количество 155-миллиметровых снарядов.
Да, для Европы это будет означать падение уровня жизни граждан, сворачивание многих социальных программ и т.д. Но когда придут путинские войска или Корпус стражей исламской революции, "социалка" может и не понадобиться. Они такими пустяками не интересуются.
Евросоюз сегодня должен полагаться не только и не столько на старые соглашения с союзниками, а принять очень непопулярные и болезненные решения для безопасности. Активно вовлекая Киев и Иерусалим в тесное сотрудничество, оказывая политическую, финансовую и военную поддержку.
Украине и Израилю также полезно переоценить ситуацию. Наши страны, хоть и каждая по-разному, столкнулись с серьезными проблемами из-за внутриполитического кризиса в США. И пока нет никаких признаков успешного ее разрешения.
Кажется, в ближайшие годы именно в странах Евросоюза мы должны видеть ближайших друзей и союзников. У нас есть общие угрозы, общие враги, и нам есть чем помочь друг другу.
Источник: "Украинская правда"