Все, что происходит с украинской таможней в последние годы, является самой драматической страницей ее истории. До ознакомления с некоторыми документами (см. далее) для оценки ситуации я использую два слова – стагнация и разрушение. Сегодня добавлю третье – геноцид. Извините, но другого слова для характеристики отношения государства к своим госслужащим – таможенникам – уже не нахожу. Понимаю, таможня сегодня не защищена. Почти все новости о таможенниках со знаком минус. Шельмование таможенной профессии давно стало почти государственной традицией. Но, оказывается, для уничтожения таможенного дела в стране был использован еще не весь ресурс. И таким "ресурсом" стала, в частности, пенсионная реформа.
Далее без эмоций. Только официальная информация. А выводы сделайте сами.
Статьей 46 Конституции Украины закреплено право граждан Украины на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери дееспособности, потери кормильца, безработицы по независимым от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом.
Это право гарантирует общеобязательное государственное социальное страхование за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения. Пенсии, другие виды социальных выплат и помощи, которые являются основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом.
По смыслу статьи 22 Конституции Украины, при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод граждан. Конституционные права и свободы гарантируются и их нельзя отменить.
По смыслу статьи 64 Конституции Украины конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены.
Эти нормы, согласно статье 8 Основного закона, имеют высшую юридическую силу и являются нормами прямого действия.
Также Европейский суд по правам человека достаточно четко выразил правовую позицию, согласно которой "принцип юридической определенности означает, что заинтересованные лица должны иметь возможность полагаться на обязательства, взятые государством, даже если такие обязательства содержатся в законодательном акте, который вообще не имеет автоматического прямого действия. Данное действие указанного принципа связано с другим принципом – ответственности государства. В то же время, если государство или орган публичной власти одобрили определенную концепцию, это государство или орган сочтут такими, которые действуют противоправно, если отступят от такой политики или поведения, в частности, относительно физических лиц..."
Сохранение гарантий на назначение пенсии, предусмотренной законом Украины от 16 декабря 1993 года №3723-XII "О государственной службе" является обязанностью государства, закрепленной в Основном законе.
Однако вследствие принятия в течение 2014–2017 годов ряда законов относительно пенсионного обеспечения на сегодняшний день гарантированные государством права государственных служащих-пенсионеров и лиц, имеющих 20 и более лет стажа государственной службы, грубо и откровенно нарушаются, а именно:
Пенсии государственных служащих (спецпенсии) отменены. Как было отмечено в выводах Главного научно-экспертного управления аппарата ВР Украины проекта закона "О государственной службе", "следует обратить внимание, что сегодня для государственных служащих возможность получать пенсии в повышенном размере является, по сути, единственным стимулом их пребывания на должностях государственной службы, будущей компенсацией за повышенные нервно-эмоциональные нагрузки при работе с людьми. К сожалению, престижность государственной службы в нашей стране почти утрачена. И "простая" отмена специальных пенсий для государственных служащих без предоставления им соответствующих компенсаторов может привести к углублению кризиса государственного управления и нарушения прав граждан, которые отработали на должностях государственных служащих много лет с достаточно низкими заработками
Главное управление отмечает, что "отмена права на установление пенсий по специальным законам может иметь место лишь одновременно с другими изменениями законодательства, которые обеспечат престижность работы в сфере государственного управления и компенсируют отмену специальных пенсий".
Однако, несмотря на выводы Главного управления, профильного комитета ВР Украины, других компетентных органов, которые были проигнорированы, в действующем законодательстве произошли другие изменения, которые еще больше ухудшили социальное положение пенсионеров-госслужащих и лиц, имеющих 20 и более лет стажа государственной службы.
Учитывая указанное, при отмене специальных пенсий объективно встает вопрос о признании дискриминационными соответствующих ограничительных норм и нарушении прав граждан, которые отработали на должностях государственных служащих много лет с невысокими заработками.
Государственным служащим, находящимся на пенсии, отменен перерасчет пенсии в связи со вступлением в силу закона Украины от 10.12.2015 №889-VIII "О государственной службе" отменено статью 37-1 №3723-XII "О государственной службе". Кроме того, постановлением Кабинета Министров Украины от 09.12.2015 № 1013 "Об упорядочении структуры заработной платы, особенностях проведения индексации и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты" отменен п. 4 постановления Кабинета Министров Украины от 31.05.2000 №865 "О некоторых вопросах определения размера заработка для исчисления пенсии", которым определяли механизм перерасчета пенсии, назначенной по закону №3723-XII.
Законные требования граждан о перерасчете пенсии игнорируются Пенсионным фондом и его органами, справки на перерасчет пенсии Государственной фискальной службой не выдаются.
Однако необходимо отметить, что требования о проведении перерасчета пенсии лицами, которым пенсия была назначена до принятия закона №889-VIII вполне законные, ведь правоотношения по пенсионному обеспечению с государством возникли до принятия нового закона "О государственной службе", на который ссылается Пенсионный фонд как на основание отказа в перерасчете пенсии (норму закона по отмене пенсии государственного служащего можно применять к работникам, вышедшим на пенсию после вступления в силу этого закона).
Относительно перерасчета пенсии государственным служащим необходимо отметить следующее. Комментируя пенсионную реформу, министр социальной политики А. Рева отметил, что госслужащие получают высокие пенсии, которые неоднократно пересчитывали, а следовательно, их пересчитывать не будут". Это не соответствует действительности и свидетельствует о том, что министр либо не владеет информацией, либо сознательно вводит общество в заблуждение. По данным Пенсионного фонда Украины, средний размер пенсии сотрудника таможенного органа составляет 3400 грн. Одновременно Министерство социальной политики подтверждает, что пенсии до принятия постановления Кабинета Министров Украины от 09.12.2015 №1013, в частности, в 2014–2015 годах, решения о повышении заработной платы государственным служащим (а соответственно перерасчете пенсий) не принимались. Последний перерасчет пенсий бывшим работникам таможенных органов провели в связи с повышением должностных окладов в 2006 году (11 лет назад), начиная с 2012 года Министерство доходов и сборов, а потом – ГФС Украины по большей части отказывали в выдаче справок на перерасчет пенсии, мотивируя проведенной реорганизацией и ликвидацией структур (должностей), на которых работали бывшие госслужащие. Все это происходило на основании писем и разъяснений Минсоцполитики и Пенсионного фонда.
Также пенсий государственных служащих не индексируются. Все это является прямым нарушением закона Украины от 3 июля 1991 года №1282-XII "Об индексации денежных доходов населения", статьей 2 которого установлено, что пенсии (без исключений в понимании закона) являются объектом индексации денежных доходов, статьей 6 установлены государственные гарантии повышения денежных доходов населения в связи с ростом цен.
Следовательно, определенную категорию граждан Украины лишили ее законных, гарантированных государством прав.
Государственным служащим, которые работают на должностях государственной службы в государственных органах, прекратили выплаты пенсий, назначенных в соответствии с законами Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты" и "О государственной службе".
Возвращаясь к статьям 22 и 64 Конституции Украины, учитывая общее правило действия норм права во времени, такая норма закона является неконституционной и противоречащей обязанности государства в сохранении социальных гарантий граждан.
Законодатель отметил, что после увольнения с работы (этих должностных лиц) выплату пенсии восстанавливают. Интересным является то, что, приостановив выплату пенсии, законодатель не приостановил ее начисления. Следовательно, остается законодательно неурегулированным вопрос возврата средств, незаконно "временно удержанных" государством.
Профильный комитет ВР Украины, другие эксперты неоднократно отмечали необходимость решения вопроса относительно соответствующих компенсационных мероприятий лицам, которые уплачивали страховые взносы в повышенных размерах в прошлом.
С 1 мая 2016 года восстановлена норма о назначении пенсий госслужащих для лиц, которые имеют не менее 10 и 20 лет стажа государственной службы на момент вступления в силу закона Украины от 10.12.2015 №889-VIII "О государственной службе".
Сохраняя, в соответствии с пунктами 10, 12 раздела XI "Заключительных и переходных положений" закона Украины от 10.12.2015 №889-VIII "О государственной службе", право на назначение пенсии государственного служащего согласно статье 37 закона Украины от 16.12.1993 №3723-XII "О государственной службе" для лиц, которые имеют не менее 10 и 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих", руководствуясь статьями 22 и 58 Конституции Украины, законодатель исходил из необходимости:
- устранения правовой коллизии, возникшей в связи с принятием нормы относительно отмены специальных пенсий с 1 июня 2015 года;
- соблюдения основополагающих страховых принципов общеобязательного государственного пенсионного страхования и соблюдения государственных гарантий реализации застрахованными лицами своих прав (статья 7 закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании") для тех категорий граждан, которые в течение многих лет платили повышенные размеры отчислений в фонды социального страхования, в частности определенные гарантии получения причитающихся пенсионных выплат, которые для них определил работодатель (государство) в начале трудовой деятельности. В то же время предоставить такое право предлагают только тем из них, кто на дату отмены норм специального пенсионного обеспечения уже отработал необходимый специальный стаж и оплатил необходимые страховые взносы.
То есть в случае реализации права на назначение пенсии отдельным категориям государственных служащих, определенных пунктами 10 и 12 раздела XI Закона от 10.12.2015 №889-VIIІ "О государственной службе", должны применять нормы статьи 37 закона Украины от 16.12.1993 №3723-XII "О государственной службе" в действующей редакции. Казалось бы – все замечательно!
Статья 37 указанного закона, которая не утратила силу в связи с принятием закона Украины от 10.12.2015 №889-VIIІ "О государственной службе", в действующей редакции указывает, что период работы должностных лиц в органах государственной налоговой и таможенной служб на должностях, на которых в соответствии с законом присваивали специальные и/или персональные звания, засчитывают в стаж государственной службы, независимо от места работы на время достижения указанного возраста.
Согласно статье 569 Таможенного кодекса Украины должностные лица органов доходов и сборов являются государственными служащими.
В соответствии со статьей 588 Таможенного кодекса Украины от 13.03.2012 №4495-VI период работы (службы) указанных лиц (в том числе тех, которым присвоены специальные звания) в органах доходов и сборов засчитывают в стаж государственной службы и в стаж работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, дающий право на назначение пенсии согласно закону Украины "О государственной службе" независимо от места работы на время достижения возраста, предусмотренного указанным законом.
Согласно разъяснениям Нацгосслужбы Украины от 26.07.2016 №14-р/с "По вопросам зачисления в стаж государственной службы периодов работы (службы) до 01 мая 2016 года":
"Стаж государственной службы исчисляется в соответствии со статьей 46 закона Украины от 10 декабря 2015 года №889-VIII "О государственной службе" и Порядке исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 25 марта 2016 года №229.
В то же время пунктом 8 раздела XI "Заключительных и переходных положений" закона предусмотрено, что в стаж государственной службы периоды работы (службы) до вступления в силу этого закона зачисляют в порядке и на условиях, установленных на то время законодательством.
Стаж государственной службы до вступления в силу закона исчисляли в соответствии с Порядком исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 03 мая 1994 года №283 и приложением к нему.
Следовательно, стаж государственной службы за периоды работы до 01 мая 2016 года исчисляют в соответствии с законодательством, которое действовало раньше, и на тех условиях и в порядке, которые были им предусмотрены".
Но нет, у Министерства социальной политики вместе с Пенсионным фондом другое мнение: таможенники не являются государственными служащими в смысле статьи 25 закона "О государственной службе", а следовательно, не имеют права на назначение пенсии государственного служащего в соответствии с пунктами 10, 12 раздела XI "Заключительных и переходных положений" закона Украины от 10.12.2015 №889-VIII "О государственной службе".
Иначе чем нарушением конституционных прав граждан и равенства их перед законом и нарушением принципов общеобязательного государственного пенсионного страхования назвать это невозможно.
Анализируя действующее законодательство, кажется, что таможенники имеют установленные законом права, в частности, достойную заработную плату, социальные гарантии, пенсионное обеспечение и даже обеспечение форменной одеждой....
В реалиях это выглядит совсем иначе: средняя зарплата таможенника (который работает "на земле") далеко не 14 тыс., как рассказывают руководители ГФС; предусмотренных законом "О государственной службе" надбавок таможенникам не установили и не выплачивают; об обещанных выплатах командировочных, предусмотренных постановлением КМУ №371, можно забыть; форменную одежду выдавали в последний раз в 2009 году; последние 10 лет пенсии не пересчитывали, поскольку оклады не повышались, а когда повысились – перерасчет отменили; в общем, таможенники перестали быть государственными служащими и не имеют права на гарантированное всем государственным служащим пенсионное обеспечение; предусмотренные Таможенным кодексом социальные гарантии не обеспечиваются....
Лично у меня возникают вопросы. Нужна ли в нашей стране Таможенная служба? Чего стоят государственные социальные гарантии работникам, которые стояли и стоят на защите экономических интересов государства? И что ждет тех, кто получает пенсию – нищенская старость, когда благодаря инфляции пенсия, которую не индексируют и не персчитывают, превратится в минимальную социальную помощь?
P.S.: только что получили информацию от коллеги, достигшего пенсионного возраста, имеет 25 лет стажа государственной службы, специальное звание "Советник налоговой и таможенной службы I ранга", обратился в Пенсионный фонд с просьбой рассчитать размер пенсии по новой "реформе". Рассчитали – 2770 грн.
Источник: "ГОРДОН"