Что делать с налогами?
На днях министр финансов Марченко выступил с важными заявлениями в интервью журналу The Economist – очень известному изданию из Лондона. Он говорит, что если война продлится еще больше четырех месяцев, то "потребуются болезненные меры".
Их три – вот что он говорит. Первое: повышать налоги. Второе: сокращать расходы. Третье: национализировать некоторые компании.
Обсудим в этом посте первую меру.
На самом деле ситуация в бюджете Украины ужасная – и министр это видит лучше нас. Падают пошлины (уменьшился импорт и на много товаров сократили ставки пошлин). Около половины бизнесов остановили деятельность. Нет ни налога на прибыль, ни НДС, ни налогов на доходы сотрудников, потому что нет прибыли, нет добавочной стоимости и зарплаты упали иногда в несколько раз.
Я полагаю, что уже дефицит бюджета примерно 30% – что нормально для воюющей страны.
Подняв через четыре месяца налоги, мы, возможно, снизим дефицит бюджета с 30% до 25% (или если он будет к тому времени 50% – то, может, до 40%). Но это вообще ничего принципиально не изменит в наполнении нашего бюджета.
Но зато те предприниматели, которые думают сейчас, возобновлять ли их бизнес – скорее всего, решат, что не надо. Те наши граждане (а их уже около 6 млн), которые уехали, решат не возвращаться. Те инвесторы, которые думают, а не инвестировать ли в Украину после победы, решат, что есть страны с более логичным правительством. И лучше уж туда деньги вложить.
Что бы я хотел услышать от министра финансов (и других министров): как сделать Украину привлекательной страной для того, чтобы тут делать бизнес и строить новые фабрики и восстанавливать разрушенные?
И я не вижу для этого другого решения, как только заменить на время нашу налоговую систему помощью от богатых стран-союзников, чтобы опустить налоги очень сильно и восстановить экономику. А потом начать их понемногу повышать.
И вот было бы здорово прочитать расчеты министра относительно того, сколько для этого надо денег. Когда они нужны? Как он ведет переговоры со странами-донорами, чтобы убедить их, что деньги не украдут? Как он собирается доказать Западу, что наши низкие налоги не будут использоваться компаниями их стран, чтобы просто уменьшить свои налоговые платежи, но не создавать добавочные рабочие места? (То есть как доказать, что мы хотим стать Мексикой, а не Панамой?) С какими компаниями планируются переговоры об инвестициях (их надо начинать уже сейчас)? Как он собирается решить вопрос со страховкой бизнеса на случай разных форс-мажоров, которые не покрываются обычными страховыми компаниями?
P.S. А еще министр говорит, что Украина будет платить по внешним долгам по графику – нам не надо реструктуризации. Пакистану, Шри-Ланке, Аргентине, Ливану – им всем надо. А Украине не надо. Это обсудим на днях.
P.P.S. Если уже больше в деталях говорить о налоговой системе, то я считаю, что высокими должны быть рентные платежи и акцизы. А все остальные налоги – как можно ниже. Но это уже часть более серьезной дискуссии, где я могу и неправ оказаться!
Источник: Peter Chernyshov / Facebook