Игорь Поклад
ИГОРЬ ПОКЛАД

Украинский композитор, народный артист Украины

Все материалы автора
Все материалы автора

Быков убеждал меня взяться за работу над "Стариками", но я отказался. Сегодня могу точно сказать: это самая большая моя ошибка в жизни

Композитор Игорь Поклад признался, что даже просто иметь имя в титрах фильма "В бой идут одни старики" режиссера Леонида Быкова было бы для него великой честью.

История девятая. Леонид Быков. (Будем жить!).

Кажется, что это было 100 лет назад... Было. Жаль, что именно "было" – в прошедшем времени... 

Осенним вечером где-то в середине 70-х в моей холостяцкой квартире на Татарке раздался звонок в дверь. Я открыл и увидел на пороге промокшего чуть не до нитки молодого человека. Я старался вспомнить, где я его видел... и не мог. Но видел точно! И тут он представился: 

– Здравствуйте. Я – Леонид Быков. А вы – Игорь Поклад?

Откровенно говоря, я обомлел. Ну точно причудилось... Ну быть же не может! У меня за дверью Быков?! 

– Он самый! Входите, вы же промокли насквозь! 

Мы прошли в комнату, мама бегом сообразила нам чайку и чего-то покрепче – надо было согреть человека. Поговорили о том, о сем, раззнакомились. Выпили по граммульке и перешли к делу. 

Леня как раз приступал к съемкам своего дебютного режиссерского фильма "Где вы, рыцари?". На нашей студии в качестве композитора ему предложили меня. Работа предстояла сложная. В фильме предполагалось много песен и музыки. Мы работали долго. С Юрой Рыбчинским написали несколько песен, записали их с Колей Кондратюком. Но... фильм "провалился" в прокате. Это был тот самый "первый блин комом". Не получился... Леня страдал больше всех. Провал в первой же режиссерской работе мог поставить жирный крест на его желании снимать. И он пропал... Пропал надолго. 

Прошло несколько лет. И снова он у меня. Мы старались не вспоминать о той неудаче, говорили о другом. И вдруг Леня открылся. 

– Игорь. У меня есть идея. Если и в этот раз не получится, все. Завяжу с кино навсегда. Но я должен это снять. Фильм будет о летчиках. Названия окончательного пока нет, но сценарий готов. Ты будешь работать со мной? Ты не обиделся за провал предыдущего фильма? Я оставлю тебе бумаги, почитай. Потом поговорим. Этим я хочу извиниться за то кино... Мне действительно неудобно, что я втянул тебя в авантюру, а она провалилась... 

Какой "обиделся"! Я обрадовался несказанно! Конечно! Ну о чем речь? Я прочитал сценарий на одном дыхании! Это был восторг! Калейдоскоп событий, герои – один лучше другого! У меня в голове уже рождались идеи. Я готов был делиться ими. 

Утром пришел Быков, и мы стали обсуждать. В те годы звездой первой величины в Советском Союзе был, безусловно, Владимир Высоцкий. Бобины и кассеты (самиздатовские, конечно) с записями его концертов расходились миллионными (самиздатовскими же) тиражами. Мне как раз незадолго до встречи с Леней кто-то подкинул одну такую – знаменитую "Истребительную" серию – "Я – ЯК истребитель". Мы стали слушать... Леня сидел, вглядываясь в одну точку на стене, и слушал, слушал. Потом попросил кассету, хотел послушать еще и дома. А через неделю вернулся. 

– Знаешь, Игорь, это гениально. Без преувеличения. Но это не мой фильм. Для этой музыки нужно снимать другое кино. Так что вот тебе кассета и давай думать о том, что мы будем делать с моими "Стариками". 

Я предложил ему несколько тем, он молчал. Наиграл мелодию песни для финала... Он молчал. Я не понимал, что происходит... 

Наконец мы стали обсуждать. Чем дольше говорили, тем яснее я понимал: это не мое... У Лени была четко выстроенная картинка, он продумал каждый эпизод, каждый кадр, а я все четче видел: мне реально нечего делать в этой картине! Есть "Смуглянка", "Ніч така місячна"... Что мне сочинять?! Ну не сигнал же трубы писать?! 

– А хоть бы и сигнал, – ответил Быков. – Ну какая тебе разница? Деньги-то те же. Пиши! 

Мы просидели полночи, спорили, он убеждал меня взяться за работу, но я отказался. Я понимал, что писать ерунду (несколько музыкальных фраз) – не в моем стиле. Песня "Я сегодня до зари встану" уже была готова, и именно она должна была прозвучать и прозвучала в картине... Не мое. 

На компромисс я не согласился – халтурить я не умею, не хочу, а потому предложил Лене другого композитора. Он расстроился, я – не меньше. Но работать лишь бы как, не видя своей роли в этой картине, я не мог. Характер такой... Мы обнялись и расстались еще на некоторое время. 

Сегодня, вспоминая всю свою творческую жизнь, я могу точно сказать: это самая большая моя ошибка в жизни! Самая большая! Уже просто иметь имя в титрах "Стариков..." было бы для меня великой честью. Но что случилось – то случилось... Главное – мы не поссорились. 

Еще через время мы встретились на киностудии, Леня бежал мне навстречу, мы обнялись и начали строить планы на следующую работу – он запускался с новым фильмом "Пришелец". 

– Там даю тебе полную волю! Обещаю! Твори! 

И снова квартира, снова ночи без сна. Быков после невероятного успеха своих "военных" картин решил отойти от драмы и решил снять комедию. Это был новый шаг, он не понимал, как его сделать. Поэтому пришел с необычной просьбой:

– Игорь. У тебя много музыкальных спектаклей. В том числе комедий. А попробуй "нарисовать" мне фильм музыкой. Сможешь? Дай мне канву. Музыкальную драматургию. Мне нужен темпоритм! Я от него плясать буду, за музыкой пойду. Мне это интересно! Поможешь, научишь? 

И я стал играть. Одну тему, другую, третью. Мы периодически останавливались, он что-то записывал, я продолжал. Так мы работали ежедневно по семь-восемь часов. Иногда без сна. Думаю, мои соседи были не очень рады. Но, завидя живого Быкова в лифте, начинали улыбаться. Нам все прощали. Дело шло довольно гладко. Я уже работал над фонограммами в студии, но... Леня пропал. Не звонил, не появлялся. Как так? Уже и пробы готовы, и часть фонограмм. Он никогда не опаздывал, а тут... 

– Игорь. Леня погиб... 

Эти слова я слышу до сих пор. Я и не помню, кто мне позвонил тогда. Одно помню... Я закрылся, сидел и раскачивался из стороны в сторону. Я не мог поверить, что это произошло. О времени прощания с ним мне не сообщили. Позвонили уже после...

Картину "заморозили". Работа остановилась. О ней вспомнили через несколько лет, решили закончить начатое. Но не было той искрометности, не было в ней того, Быковского, обаяния, той чистоты... Я отношу эту свою работу к неудачам. Потому что делал ее без настроения, меня ничто не вдохновляло... 

Мало он прожил. Безумно мало. А ведь без таких искренних и талантливых людей скудеет Земля... Уходят чувства, сменяясь рефлексами. Уходит правда. Уходит настоящее. Там, наверху, наверное, поют "Смуглянку". И это самый талантливый и чистый хор! Ведь дирижирует им Леня. Да и почти все его "Старики..." с ним. Так что "Клен кудрявый, клен зеленый, лист резной...". Ээх... 

Светлая тебе память, Леня Быков. Спасибо, что ты был в моей жизни! Будем жить! Обязательно будем!

Источник: Незабутні - Незабываемые / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.
Как читать ”ГОРДОН” на временно оккупированных территориях Читать