$41.28 €43.46
menu closed
menu open
weather -1 Киев
languages
Игорь Поклад
ИГОРЬ ПОКЛАД

Украинский композитор, народный артист Украины

Все материалы автора
Все материалы автора

Жена Гринько пережила мужа на 23 года. Она не просто не боялась уходить, она ждала этого дня. "Вот уже скоро. И мы снова будем вместе..."

Композитор Игорь Поклад отметил, что не знает ни одной женщины в мире, которая так трепетно хранила бы память о своем муже, как жена актера Николая Гринько Айше.

История пятая. Николай Гринько. (Дон Кихот и его Дульсинея).

Середина 90-х, канун Нового года. Мы с женой накрываем стол, готовимся праздновать. За стеной, в соседней квартире, заканчивает приготовления к новогодней ночи Айше – жена Николая Григорьевича. 

– Айшенька, – звоню я ей, – ну что вы там одна? Приходите к нам, встретим вместе, отметим. Мы вас ждем. 

– Игорь, спасибо большое. Но я же не одна, я с Гриней. Вот с ним встречу, а потом подойду, хорошо?

Это была поздняя любовь. Они любили друг друга так, как уже любить не умеют. И даже в новогоднюю ночь она набрасывала на плечи его пиджак, накрывала стол на двоих и встречала Новый год со своим НиГри.

В середине 80-х я наконец получил жилье в Киеве. Из своей однушки, купленной 10 лет назад, я перебрался в дом на Гоголевской. Он отличался от всех киевских домов и архитектурой, и аурой. Достаточно сказать, что моими соседями стали потрясающие режиссеры – Роман Балаян и Виктор Гресь, актер Николай Олялин, ректор консерватории Олег Тимошенко, солист оперного театра, народный артист Советского Союза Анатолий Кочерга и многие другие талантливые люди. 

Но самая большая неожиданность ждала меня на этаже. Выходя из квартиры, я возле лифта столкнулся с Николаем Григорьевичем Гринько! Он возвышался надо мной, как огромный тополь! И с высоты своего роста вежливо произнес своим тихим голосом с неповторимой хрипотцой: "Ну здравствуйте, Игорь. А мы с женой знаем вас! И очень рад, что мы теперь соседи. Давайте знакомиться? Николай! Можно Коля". 

Я обомлел – он знал меня! Это его знали миллионы зрителей по всему Союзу! его знали все мальчишки и девчонки. Он был тем самым актером, за которым бежали стайки детей и кричали: "Папа Карло! Папа Карло!" Он снялся во всех фильмах Тарковского! Это он – непревзойденный Чехов! Это я его знал! И мы стали дружить.

"И сколько это будет продолжаться? Ты издеваешься надо мной? Сдавайся!" Шел второй час пытки шахматами – нашей традиционной шахматной партии. Партия та была проиграна мною давным-давно, выиграть или свести ее к ничьей у меня не было ни малейшего шанса, я это понимал, но не сдавался! Я думал, передвигал фигуры, понимая, что все бессмысленно, а Гринько сидел, подперев голову кулаком и смотрел на мои муки, периодически загоняя меня во все новые ловушки. 

– Игорь! Ну хватит! Все. Проиграл!

Сражаться с ним было нереально, он владел искусством игры в шахматы в совершенстве! Гроссмейстер! А я... Нет, я играю неплохо, но точно хуже его. Но как сдаться? Это не в моем характере. 

Грохот был ужасным. Выскочила Айшенька:

– Боже! Что у вас происходит?

– Ничего, Шиша, все в порядке, – не повысив ни на полтона голос, ответил муж. – Я выиграл! Как всегда!

А на полу в беспорядке валялись шахматы! Николай Григорьевич просто поднял доску и бросил ее на пол. Партия закончилась полной его победой! 

– Идем пить чай? Шиша. Накрывай, мы закончили наконец!

В то утро мы собрались на рыбалку. Он был "теоретиком", а я – "практиком" рыбной ловли! Весь вечер он сидел со снастями в ванной комнате, готовил спиннинги, окунал их в воду, что-то там мастерил, налаживал. Надо сказать, что снасти у него были отменные, не то, что у меня – бамбуковые удочки-поплавчанки. Он просто "болел" новыми рыболовными штучками-дрючками! Привозил их отовсюду – из командировок, из зарубежных поездок.

Когда на 60-летний юбилей Айше подарила мужу 61 белый тюльпан, он торжественно пообещал ей: "Шиша! В день твоего 60-летия я подарю тебе 60 удочек! Обещаю". 

И вот мы на озере. Мне всегда выдавали разрешение на ловлю в том месте. И я предупредил Николая Григорьевича: "Если подойдут, скажите, что разрешение у Поклада, я недалеко буду". 

Мы расселись в разных "окнах" из камыша на берегу озера. Я ушел готовить свои удочки, а Гринько извлек свои – уникальные – японские. Ближе к обеду я подошел, пора было перекусить. Картина, которую я застал, привела меня в замешательство. Он сидел над спиннингами с огромными "бородами" и распутывал леску. Вот как забросил в семь утра, как намотал леску в клубок, так и распутывал до обеда. Опыта для обращения с таким чудом техники, как японский спиннинг, у него было маловато. Рыбалка не удалась. Пришлось делиться своим уловом!

– Вас тут не дергали? Все в порядке? Вы сказали, что разрешение есть? 

– Меня? Вообще-то меня узнали и удивились, увидев тут. Так что все нормально.

Я замялся... И в самом деле – сидит рыбак, человек, чье лицо знают в стране все, а я со своим разрешением.

Иногда мы собирались вечером, разговаривали, я слушал его воспоминания о Высоцком и Марине Влади, с которыми они с Айше подружились во время съемок "Сюжета для небольшого рассказа". Кстати, с этим фильмом связана забавная история. Гринько был невероятно, фантастически похож на Антона Павловича Чехова. Даже рост такой же – под два метра! Когда актеру Юрию Яковлеву показали реальные снимки писателя и Гринько в гриме, попросив указать, кто есть кто, тот уверено ткнул пальцем в фото Гринько – вот, мол, Антон Палыч. А режиссер Сергей Юткевич говорил: "Вы похожи на Чехова больше, чем сам Чехов!" 

Со смертью Высоцкого дружба между семьями не прекратилась. Они часто общались с вдовой актера Мариной Влади, а уже после ухода Николая Григорьевича она очень серьезно и постоянно поддерживала Айшеньку в те тяжелые 90-е годы. Они переписывались практически до последнего дня... И помогала ей Марина до последнего дня. 

Мы прожили рядом всего несколько лет. Я постоянно работал. Они с Айше пропадали на съемках, мы редко виделись. Я помню, что великий Андрей Тарковский не начинал новый фильм, если Гринько был занят в другом, ждал. Николай Григорьевич, по признанию режиссера, был его талисманом, а Айше – ангелом-хранителем. Везде, во всех своих картинах, он находил хоть крохотную роль для него! Даже в "Солярисе" придумал героя, которого не было у Станислава Лема. 

Но была у Гринько мечта. С молодости... Он ждал одну роль – Дон Кихота. И вот в конце 80-х ему пришла телеграмма: "Николай Григорьевич, приглашаем вас на кинопробы. Снимаем Дон Кихота". Снимал Резо Чхеидзе. Все понимали, что второго такого Дон Кихота не найти! Ну нет такого типажа в Советском Союзе! Но сам Гринько сказал жене: "Шиша... Я не буду сниматься. Поздно. Не в моем возрасте и не с моими болячками скакать на лошади девять серий. Резо просто подарил мне кусочек мечты и эти три дня. Спасибо..."

А потом он слег. Как слегли почти все актеры, снимавшиеся рядом с ним в том знаменитом "Сталкере". Они уходили один за другим. Со схожими симптомами и болезнями. 

У меня тогда был пес – изумительной красоты шоколадный ирландский сеттер Черри. Он всегда мчался в соседнюю квартиру к Гринькам, зная, что его там любят и угостят чем-нибудь вкусненьким. Но в те дни, когда Николай Григорьевич лежал в больнице, он стоял грустный возле двери и взглядом показывал: пустите меня к Айше! И я пускал. 

Айше написала мужу записку: "Сейчас я сижу в кресле. У моих ног, опустив свою лохматую голову на мои колени, сидит Черрик. И смотрит своими печальными глазами мне в глаза. Коленька, он плачет, представляешь? А я представляю, что это я сижу у твоих ног и смотрю в твои глаза. Возвращайся!"

Но он не вернулся. Их дом опустел. Айше пережила мужа на долгих 23 года. 

Я не знаю ни одной женщины в этом мире, которая так трепетно хранила бы память о муже. Казалось, он и не уходил никуда – в холле их квартиры висели его знаменитые шляпы, на стенах – портреты и кинопробы, на тумбочке стояла крохотная шкатулка слоновой кости – пара той, которая хранится в доме-музее Чехова в Ялте (невероятное совпадение, мистическое). Она потратила практически все средства на то, чтобы поставить достойный памятник мужу на Байковом кладбище, а вандалы два раза отпиливали зонт, на который опиралась рука. И она восстанавливала снова и снова... А потом такие же уроды решили отпилить руку у барельефа, установленного на нашем доме, но их отогнали прохожие.

Айше написала чудесную книгу воспоминаний и назвала ее трогательно "Прикосновение". Я рад, что имел счастье прочитать ее еще в черновиках... 

Она ушла в тот самый день, который майя объявили "концом света". Погода в Киеве в те дни была близка к тому, что можно назвать концом света – конец 2012-го, снега было по пояс. Уходила она тихо и спокойно. Она не просто не боялась уходить, она ждала этого дня. "Вот уже скоро. И мы снова будем вместе..."

Я уверен, они вместе! И им там хорошо! Они молоды и снова счастливы, как были счастливы на Земле. 

А мне остается сказать еще одно спасибо судьбе за то, что эти два человека были в моей жизни. А Николаю Григорьевичу – за то, что он принес столько добра и света во все роли, за которые брался! 

Светлая память! И храни вас Господь, Дон Кихот и его очаровательная Дульсинея!

Источник: Незабутні - Незабываемые / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.