Что произошло в одесском музее?
Произошел музейник группы "Хамерман знищує віруси".
После чего раздались вопли о том, что музей осквернен, были предложения расстрелять и кастрировать участников концерта и директора, и полились ведра грязной гомофобии, ненависти к Европе, Украине, Майдану, современной культуре и прочим скрепам.
Это говорит о том, что провинциализация Одессы достигла критического уровня. Провинциальная культура всегда зашорена, консервативна и резистентна по отношению ко всему ломающему ее стереотипы. Провинциальная культура стремится законсервировать привычное и уютное, а все новое вызывает у обывателя панический ужас с припадками животной злобы.
Провинциальная культура изолирована от мировых трендов и не мыслит себя в широком контексте культурной традиции.
Для Одессы культурная традиция исчерпывается одесским годом Пушкина, писателями, уехавшими отсюда в 20-е годы прошлого века, и Жванецким с Карцевым. А актуальность – тем, что транслирует ТВ, в основном российское. Да и украинское выстроено во многом по российскому образу и подобию, даже если оно местами гиперпатриотично.
"Хамерманы" – контркультура. Но в цивилизованном мире контркультура давно воспринимается не просто как полноправная часть культуры, но и как ее наиболее потенциальный сегмент.
И за ними – вековые традиции. Это и народная "смеховая культура", включая интерес к "телесному низу", академически описанная еще Бахтиным.
Это и украинская барочно-бурлескная традиция, восходящая к Котляревскому, законным наследником которого сегодня выступает Лесь Подервянский.
Это история "Кабаре Вольтер", дадаизма и футуризма, всей мировой послевоенной поп-культуры, альтернативной музыки и абсурдистской поэзии.
Наконец, это и большая русская традиция – от Бурлюка и футуристов, от обэриутов – до постмодернизма и, в попсовом варианте – всеми обожаемой группы "Ленинград", которой "льзя" то, чего "низя" хамерманам. Особенно в плане лексики.
Ну и, конечно, не хамерманы первыми внесли в музейное пространство обнаженное тело и ненормативную лексику. И не искусство ее породило, а она проникла в искусство из жизни.
Непременный атрибут провинции – ханжество. Пол-Одессы разгуливает по дворам в августовскую жару в семейных трусах. Не говоря о том, что пляжные плавки сотен тысяч "отдыхающих" ничем не целомудреннее, чем красные трусы хамерманов. Это никого не удивляет. А каким матом разговаривают граждане на улицах и в общественных местах Одессы – тоже никто не замечает.
Но они дерзнули отрефлексировать эту реальность в искусстве! Это возмутительно! Музей осквернен.
Ленины со сталиными и тонны насквозь фальшивого соцреализма его не оскверняли, а экстравагантная пародия на нашу абсурдистскую жлобскую реальность вызвала истерику обывателей.
Можете бесноваться и дальше. В искусстве есть место всему – и хамерманам, и Шишкину с Айвазовским. И трагедии, и лирическим соплям, и жесткому фарсу. Мы живем в XXI веке. Мир изменился. Значит, провинциальным одесским представлениям о "границах приличий" тоже пора меняться.
Всем лучи добра.
Источник: Олександр Ройтбурд / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора