"Украина должна требовать отсрочки действия механизма CBAM по меньшей мере на период действия военного положения и несколько лет после его завершения, или же до момента полного членства в ЕС. Большинство экспертов в качестве возможного ключевого аргумента на переговорах с ЕК апеллируют к ст. 30.7 регламента CBAM, содержащей положения о форс-мажоре для стран, пострадавших от непредсказуемых, исключительных и неспровоцированных событий, наносящих серьезный ущерб их экономической и промышленной инфраструктуре. Полномасштабная агрессия РФ против Украины и ее последствия вполне подходят под критерии непредсказуемого события со значительным ущербом", – отметил эксперт.
Он подчеркнул, что сейчас Украина объективно не полностью готова ко внедрению CBAM, поэтому нужно активизировать наш переговорный трек с ЕС по этому вопросу. Ведь даже ЕС в текущих условиях вынужден был прибегать к определенной модификации этого налога.
Эксперт привел данные, согласно которым потенциальные потери украинского экспорта за 2026–2030 гг. из-за внедрения CBAM составят $4,7 млрд, а потери инвестиций за тот же период – $2,7 млрд. К 2030 году украинская экономика может потерять около 6,4% ВВП и 116 тыс. рабочих мест.
"Эксперты считают, что среди всех экспортно-ориентированных отраслей украинской экономики больше всего от внедрения CBAM пострадает металлургический сектор, который по итогам 2024 года экспортировал в ЕС продукцию на $3,3 млрд. По оценкам GMK Center, общие потенциальные экспортные потери для украинской металлургии в 2030 году могут составить $1,6 млрд", – напомнил Забловский.
В настоящее время переговорный процесс с ЕС продолжается, но результатов пока нет. Поэтому бизнес и эксперты призывают украинское правительство значительно ускорить и активизировать переговоры по отсрочке CBAM, учитывая существующие временные рамки для Украины, резюмировал он.