$41.31 €42.99
menu closed
menu open
weather 0 Киев
languages

Журналист Казарин: Энергоблокада Крыма заставляет власти Украины наконец вырабатывать позицию по вопросу полуострова G

Журналист Казарин: Энергоблокада Крыма заставляет власти Украины наконец вырабатывать позицию по вопросу полуострова

Павел Казарин: После отключения Крыма от электричества в Украину перестал поступать уголь от непризнанных республик "ЛНР" и "ДНР" 


Фото: Павел Казарин / Facebook

Энергоблокада может увеличить издержки России на содержание Крыма, но вряд ли заставит российские спецслужбы быть более лояльными к проукраински настроенным жителям полуострова, считает обозреватель "Радіо Свобода" крымчанин Павел Казарин, который переехал в Киев в ноябре 2014 года.

Обозреватель "Радіо Свобода" крымчанин Павел Казарин, который переехал в Киев в ноябре 2014 года, в интервью изданию "ГОРДОН" рассказал о том, какова ситуация на полуострове после того, как 21 ноября были подорваны электроопоры в Херсонской области, по которым Крым снабжался электричеством с территории Украины. А также озвучил свои предположения о том, к каким последствиям для Украины и для России может привести энергоблокада Крыма.  

 Воинские части РФ меньше всего ощутили энергоблокаду Крыма

– Что происходит в Крыму, есть ли свет в больницах, роддомах, воинских частях?

– В Крыму остались мои родственники и знакомые. Они рассказывают о веерных отключениях света, о том, что подача воды и тепла в ограниченном режиме, перебои со связью, многие другие неудобства. Выручает то, что там довольно тепло, днем доходит до +15. Если бы были заморозки, замерзли и лопнули бы трубы, это привело бы к коммунальному коллапсу.

Насколько я знаю, объекты социальной инфраструктуры снабжаются электричеством,  в больницах и роддомах есть дизельные генераторы. Но нужно понимать, что они нацелены на краткосрочную работу. Пока разговоров о восстановлении электроснабжения Крыму нет, и есть вероятность, что эти генераторы начнут выходить их строя, ведь их задача – аварийные ситуации, а не постоянное снабжение.

В воинских частях электричество есть, там предусмотрено резервное питание. Насколько я знаю, они меньше всего ощутили на себе энергоблокаду. Когда шла дискуссия – стоит ли отключать, многие говорили, что нет смысла  поставлять электричество воинским частям, на что скептики возражали, что энергоблокада в первую очередь ударит по населению.

Крым принципиально зависит от Украины, его потребности примерно 750—900 Мега Ватт, а собственная генерация – всего около 300 МегаВатт. Сам Крым не закроет свои потребности. Даже программа энергомоста, которую инициировала Россия, должна была быть закончена до 2020 года. Это же не просто кабель через Керченский пролив протянуть. Это вопрос строительства подстанций в районе Феодосии и линий электропередач от Керчи до Феодосии и от Феодосии до Симферополя.  Первый кабель должны были протянуть через пролив в декабре, но, насколько я понимаю, он компенсирует 5–7% потребностей недостающей электроэнергии.

Я не понимаю, как отключение света в Крыму заставит ФСБ вести себя лояльней к проукраински настроенным гражданам

– Будут ли для Крыма последствия на политическом уровне?

– Многие сторонники энергоблокады рассказывают, что этот метод  поможет снизить уровень политических репрессий и добиться освобождения политзаключенных. Мне кажется, это лукавство. Я не понимаю, как отключение света заставит ФСБ вести себя лояльней к проукраински настроенным гражданам.

Если бы можно было сделать так: пришли российские силовики с обыском, и тут же выключили электричество. Они ушли – его включили. А тотальное выключение света никак не скажется на желании ФСБ бороться с инакомыслием в Крыму.

– Как вы думаете, к каким последствиям для Украины приведет отключение  электроснабжения Крыму?

– Что касается Украины, было много спекуляций, и оказалось, что часть из них не имеют под собой оснований. Например, рассказы о том, что резкое отрубание, авральная ситуация с подрывом электроопор  как-то скажется на украинских генерирующих мощностях, оказались  неправдой. На любой ТЭЦ есть  регламент работы в случае аварийного обрыва в сети, просто снижается напряжение. Это не стало проблемой.

А то, что стало проблемой – это поставки угля. Объем угля на украинских ТЭЦ сегодня 2,2 млн тонн, при минимально необходимых 3,2 млн тонн , то есть 1 млн не хватает. Уголь марки АТ Украина получает с неподконтрольной  территории Донбасса.  В пятницу был подрыв электроопор, а с субботы уголь от непризнанных республик "ЛНР" и "ДНР" перестал поступать – у Москвы есть рычаг давления, с помощью которого возможно принуждение к электроснабжению Крыма. Тем более впереди зима.

– Будут ли какие-то последствия для России?

– Единственное, чего может добиться энергоблокада как метод – сделать более дорогим для России содержание Крыма. Многие сторонники блокады говорят: "Возможно, этот метод неэтичен по отношению к гражданам Украины, которые остались заложниками аннексии. Но не надо облегчать РФ содержание аннексированного полуострова".

С помощью энергоблокады можно увеличить издержки Рф на содержание Крыма. Чем меньше денег у Кремля – тем ниже устойчивость режима. Новое руководство России может вернуться к обсуждению крымской темы

Кремль будет готов обсуждать вопрос Крыма не раньше, чем уйдет Владимир Путин. Для него это личная имиджевая история. С помощью энергоблокады можно увеличить издержки Рф на содержание Крыма. Чем меньше денег у Кремля – тем ниже устойчивость режима. Будут нарастать внутренние противоречия, которые могут привести к изменению политического ландшафта в РФ и обрушению режима. Новое руководство России может вернуться к обсуждению крымской темы, сесть за стол переговоров.  Только в рамках этого сценария энергоблокада может сработать. Но сама по себе блокада Крыма – не такие уж и большие затраты для Кремля. 

– Как вы считаете, это, в конце концов, сработает, энергоблокада поможет Украине вернуть Крым?

– Я считаю, что в этом вопросе  настроения крымчан, вызванные энергоблокадой, не важны, так как  жители полуострова – не субъекты принятия решения. Если даже они все захотят вернуться в Украину, этого не произойдет, потому что Кремль не отпустит.

У меня много вопросов к украинскому государству, которое за полтора года так и не выработало четкой позиции. Дальше заявлений: " Крым – это Украина" официальный Киев не пошел. И только сейчас события, связанные с товарной и теперь энергетической блокадой, заставляют Киев определяться. Кабмин запрещает грузовые перевозки, то есть узаконивает товарную блокаду.

Но если у корабля нет цели, никакой ветер не будет попутным. Оценить эффективность энергоблокады можно, если мы знаем цель и методологию достижения результата. Пока у Киева нет никакой стратегии по Крыму, даже цель сесть за стол переговоров не озвучивается.