$41.28 €43.46
menu closed
menu open
weather -1 Киев
languages

Кулеба: Российская нота по морякам и украинский ответ на нее не влияли на положительный для РФ исход голосования в ПАСЕ

Кулеба: Российская нота по морякам и украинский ответ на нее не влияли на положительный для РФ исход голосования в ПАСЕ Кулеба: Тема моряков в ПАСЕ звучала вместе с другими требованиями к России
Фото: Людмила Островская / Facebook

Украина настаивала, что освобождение моряков является вопросом Международного морского трибунала и ПАСЕ не должна была стать площадкой, благодаря которой освободят военнопленных, сказал постоянный представитель Украины при Совете Европы Дмитрий Кулеба.

26 июня на момент принятия решения об обжаловании полномочий российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы ни российская нота Украине по поводу условий освобождения украинских военнопленных моряков, ни украинский ответ на нее не были известны ПАСЕ и не повлияли на положительный для России исход голосования. Об этом 1 июля сообщил постоянный представитель Украины при Совете Европы Дмитрий Кулеба в Facebook.

"Тема моряков в ПАСЕ звучала вместе с другими требованиями к России – визит комиссара Совета Европы по правам человека в Крым и уплата долга в бюджет СЕ. Но никаких пакетных договоренностей на уровне Совета Европы так и не было достигнуто, потому что русские поняли, что их вернут в ассамблею и без выполнения требований. Ни одно из требований так и не было выполнено, так как логика россиян проста – зачем что-то давать, если можно все получить просто так?" – отметил он.

По словам Кулебы, Украина в Совете Европы настаивала, что освобождение моряков – это вопрос Международного морского трибунала, а СЕ должна сосредоточиться на освобождении украинских политзаключенных в России.

"Мы и не исходили из того, что ПАСЕ должна стать площадкой, благодаря которой освободят моряков", – подчеркнул он.

Представитель Украины добавил, что российская нота в МИД Украины по поводу условий освобождения моряков появилась 25 июня, потому что это был конечный срок отчетности о выполнении приказа Международного морского трибунала, и не была связана с тем, что в эту неделю как раз длилась сессия ПАСЕ.

28 июня автор "Европейской правды" Сергей Сидоренко со ссылкой на источники рассказал, что освобождение пленных украинских моряков и возвращение кораблей ВМС Украины должно было быть частью широкой договоренности Запада и России, одним из элементов которой являлось безоговорочное подтверждение полномочий делегации РФ в Парламентской ассамблее Совета Европы. Сидоренко отметил, что существование непубличного плана получило подтверждение после вербального конфликта министра иностранных дел Украины Павла Климкина и президента Украины Владимира Зеленского.

25 мая Международный трибунал по морскому праву в Гамбурге обязал Россию немедленно освободить три задержанных в Черном море в ноябре 2018 года украинских военных корабля, а также 24 моряка и позволить им вернуться в Украину. Решение было принято 19 голосами, против выступил только судья от РФ Роман Колодкин.

В министерстве иностранных дел России заявили, что международный арбитраж не имел юрисдикции для рассмотрения инцидента.

Срок выполнения решения истекал 25 июня. В этот день, как сообщили в МИД Украины, от российского внешнеполитического ведомства поступила нота, которой Украине предлагалось предоставить письменные гарантии продолжения уголовного преследования украинских моряков в соответствии с российским законодательством. В ответной ноте украинский МИД назвал позицию Москвы неприемлемой.

В ночь на 25 июня Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию об изменении санкционного механизма, которая позволила России вернуться в ассамблею. 26 июня ПАСЕ 116 голосами (против – 62, воздержались – 15) приняла резолюцию о подтверждении полномочий делегации РФ без ограничений. Украинские депутаты заявили, что в знак протеста покидают сессию ассамблеи.

Россия была лишена права голоса в ПАСЕ в апреле 2014 года – сразу после аннексии Крыма и начала военных действий на Донбассе. В 2017 году Россия остановила уплату взносов в бюджет Совета Европы (около €33 млн в год), что привело к финансовому кризису в организации.

29 июня глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что версия о том, что российскую делегацию вернули в ПАСЕ в обмен на возможное освобождение Россией украинских политзаключенных, не соответствует действительности.