"МИД Украины вступил в качестве третьего лица в дело, инициированное ОАО "Ощадбанк", против Российской Федерации. Такой шаг – часть широкой стратегии правовых мер в контексте защиты прав нашего государства в дополнение к судебным процессам, начатым МИД в других международных судебных учреждениях. Мы предоставили арбитражному трибуналу правовую позицию относительно толкования и применения положений Соглашения между правительством Украины и правительством Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций 1998 года. Эту позицию поддержали арбитры, которые вынесли решение в пользу ОАО "Ощадбанк", – подчеркнул Енин.
Он обратил внимание, что РФ не участвовала в производстве, которое инициировал "Ощадбанк", не заявляла возражений против юрисдикции суда на рассмотрение дела и не заявляла свою правовую позицию. А после вынесения арбитражным судом решения в пользу Украины РФ безуспешно обжаловала его в Апелляционном суде Парижа в 2019 году.
"Обоснование выводов Апелляционного суда Парижа [от 30 марта 2021 года] об отмене арбитражного решения выглядит ложным. Например, суд отмечает, что вопрос о временных рамках применения соглашения не входил в объем мандата трибунала и не был предметом рассмотрения арбитража. При этом суд отменяет решение трибунала именно на данном основании", – заметил дипломат.
В то же время, подчеркнул собеседник, суд признает факт наличия украинских инвестиций в оккупированном Крыму.
"Спорным также выглядит вывод этого суда о заявленных Россией возражениях относительно юрисдикции арбитражного трибунала, учитывая фактическое неучастие этого государства в производстве. То есть выводы Апелляционного суда Парижа противоречат основным принципам международного арбитража, а именно окончательности и обязательности арбитражного решения. В то же время Апелляционный суд Парижа не ставит под сомнение наличие инвестиции в понимании соглашения, а также применимость соглашения к упомянутым правоотношений. Существует вероятность, что Верховный суд Республики Франция по заявлению "Ощадбанка" отменит решение Апелляционного суда Парижа", – отметил Енин.