В первые сутки после нападения на украинские корабли в районе Керченского пролива у российской стороны не было четкого понимания, что делать дальше. Такое мнение 4 января высказал адвокат командира захваченного Россией катера "Бердянск" Романа Мокряка Илья Новиков в эфире радиостанции "Эхо Москвы".
По словам адвоката, первые опубликованные "видеопризнания" украинских моряков напомнили ему стратегию российской стороны по делам "крымских диверсантов".
"Сначала получают признания на видео. И только потом думают, как это оформлять процессуально. Вот к концу первых или вторых суток дозрело понимание, что из этого дела будут делать показательный процесс. Что это будет дело не про то, чтобы их запытать и заставить признаться. А это будет дело о том, что наши российские границы священны, неприступны, и мы докажем это каждому", – рассказал Новиков.
Адвокат подчеркнул, что украинские моряки, безусловно, являются военнопленными, по международной конвенции.
"У России есть четкие обязательства по международному праву... Военнопленного можно держать под охраной. Но его нельзя держать в тюремном помещении. Это специально оговаривается. Их нельзя лишать права носить военную форму, знаки отличия и различия. Первое, что сделали российские власти, конкретно администрация СИЗО "Лефортово", – отобрали у них всю одежду. Но эта процедура стандартная при поступлении в СИЗО, когда одежда прожаривается, мало ли какие там могут быть вши или блохи... Но одно дело – что ее отобрали, другое дело – что ее не вернули", – отметил он.
Новиков рассказал, что Россия также нарушила международную конвенцию, расселив украинских моряков по разным камерам.
"К офицерам требуется относиться с уважением, подобающим по их званию и возрасту. Этого нет. Их всех под одну гребенку рассматривают как нарушителей", – продолжил он.
По словам адвоката, защитники фиксируют все нарушения международной конвенции в отношении военнопленных.
"Если завтра всем российским военным кораблям или даже всем судам запретят вход в порты какой-нибудь страны или ряда стран – я не хочу в эту тему слишком глубоко вдаваться – это вполне будет в рамках ответа на эти действия. Плюс когда совершаются военные преступления, когда это дошло уже до крайней точки, может быть инициирован процесс в Нюрнберге. Но я думаю, что до этого не дойдет. Мы не должны терять надежду, что ситуация разрешится без того, чтобы перерасти в какую-то совсем катастрофическую с точки зрения нарушения Россией международного права. Может быть, мы проскочим и отделаемся легко", – предупредил он.
Новиков добавил, что даже если бы украинцы не признавали себя военнопленными, российские власти должны были присвоить им этот статус.
"Никакой выгоды от этой истории Россия не получила и не получит. Мы можем получить только новые санкции и даже какие-то проблемы, которые выходят за понятия санкций, если совсем уже пессимистично на эту ситуацию смотреть. Никого мы ни в чем не убедим. Никому мы ничего не докажем в этой истории", – подытожил адвокат.
25 ноября 2018 года РФ обстреляла и захватила в Черном море катера украинских ВМС "Бердянск" и "Никополь", а также буксир "Яны Капу", которые возвращались в Одессу после попытки пройти через Керченский пролив в Азовское море.
Российские силовики задержали 24 украинских моряка, позже их арестовали в крымских "судах" и перевезли в Москву. Троих раненых украинцев поместили в больницу следственного изолятора "Матросская тишина", остальных доставили в СИЗО "Лефортово".
Всем морякам предъявили обвинения по ч. 3 ст. 322 (незаконное пересечение границы) Уголовного кодекса России.
США осудили действия России, назвав их проявлением агрессии, Евросоюз выразил обеспокоенность применением силы со стороны РФ. Заявления с требованием освободить украинских моряков опубликовали также НАТО и ОБСЕ.
27 декабря адвокат Николай Полозов сообщил, что все захваченные РФ украинские моряки объявили себя военнопленными.