Строительство Россией моста через Керченский пролив ведется без проекта, а сам мост рухнет, даже если его удастся построить. Такое мнение высказал старший научный сотрудник Российской академии наук, Института водных проблем РАН Юрий Медовар в комментарии Sota Vision.
Эксперт отметил, что во времена СССР проект Керченского моста не прошел согласования у высококлассных специалистов.
"Они его завернули. Почему? Там очень сложная геология. Очень сложная геология. Там грязевой вулканизм, там шесть водоносных горизонтов, и плюс ко всему, там карст. Куда, как сейчас все объясняют, мы будем бить сваи? Ребята, там ничего бить нельзя: это море, плюс метров 80 донных отложений. Вы в курсе, что там утонул паром, кран плавучий? Его найти не могут, потому что там колоссальные донные отложения... Плюс ко всему прочему – там же две реки впадают: Дон и Кубань. И происходит рассоление морской воды, то есть там идет замерзание акватории – штормовая ситуация", – подчеркнул он.
Ученый добавил, что построить "можно все", однако неизвестно, сколько это будет стоить и сколько простоит будущий мост.
"Пример Ростова – там два моста рухнули. Еще лучший пример – Борисоглебск. Я видел это сам. Там сделали мост, а он рухнул, и убило того, кто стоял под ним. Вы знаете, когда принимается мост, под него становится главный проектировщик. Вот его сделали, загнали 80-тонный кран, этот мост рухнул. Тот, кто стоял под ним, – его там похоронили", – подчеркнул Медовар.
Он пояснил, что аналогичная ситуация будет с Керченским мостом.
"Там не будут бить никаких свай. Там будут бурить скважины и туда закачивать бетон. А там карстовая полость. Туда можно качать бетон весь, он весь туда уйдет и ничего не останется. Нужно выходить туда, где была бы твердая порода. Чтобы она несла нагрузку. Это же будет колоссальный динамичный мост. Там же будут ездить машины и поезда. И надо делать так, чтобы эти сваи были отапливаемые, чтобы их грели зимой. Все можно сделать, и сваи можно греть. Ну то, что убьем всю биоту Азовского моря, – это никого не волнует, что нарушится водообмен между Черным и Азовским морями, – это тоже никого не волнует. Но построить его нельзя! Понимаете, он там не простоит, если его, не дай господь, сделают", – заверил ученый.
Медовар рассказал, что сейчас строители Керченского моста на берегу залили основание моста, и дальше надо делать его в море.
"Вот это совершенно другой вопрос. Как они будут делать, я не знаю. Я знаю только одно – экспертизы не было этого моста. Как они его строить будут без экспертизы, я понятия не имею... А я думаю, что люди боятся давать экспертную оценку, потому что за это отвечать. Ведь если это рухнет... Здесь ведь никто не встанет под мост, длиной 18 километров. Значит, поймают тебя и посадят. Никто не хочет брать на себя такую колоссальную ответственность", – добавил он.
Ученый подчеркнул, что относится к идее строительства моста с большим скепсисом, и предположил, что президент РФ Владимир Путин "прогуливал географию".
"Господин Путин в школе географию прогуливал, поэтому у нас в субтропиках зимние Олимпийские игры происходят, поэтому мы строим мост, не понятно как и почему. Что-то мы еще строим не понятно где. Это наша беда. У нас отсутствуют профессионалы. Молодые ребята, специалисты уезжают за границу... А у нас эти НОДовцы, гопота эта вся. Они же ничего не могут делать, только карать. А кто будет работать?" – возмутился он.
Медовар добавил, что проблемы РФ созданы президентом, который "убил напрочь" науку. "Когда-то мы пытались догнать уборщицу метрополитена по зарплате. Теперь мы не можем, даже близко не стояли... У нас главные – это уборщицы и охранники", – подытожил ученый.
На данный момент основной транспортной артерией, связывающей Крым с Россией, является Керченская паромная переправа, на которой собираются огромные очереди из машин. Строительство моста в аннексированный Россией Крым началось 17 августа 2015 года.
В минтрансе РФ заявляли, что обеспечат открытие автомобильного движения по Керченскому мосту к декабрю 2018 года, а движение поездов – к 2019-му.
В июне 2016 года СМИ сообщали, что строительство переправы приостановлено из-за задержек финансирования. Первые в этом году средства из федерального бюджета пришли подрядчику только в 20-х числах июля.