Андрей Вадимович, вы неоднократно говорили, что у вас, несмотря ни на что, получается оставаться вне политики…
Я думаю, люди сошли с ума. Мы с "Гайдамаками" и польским исполнителем Мацеем Маленчуком только что сделали песню. На мой взгляд, она абсолютно человеческая: в ней нет ни слова о политике. В Москве она уже вызвала позитивный резонанс. Но при этом уважаемые, неглупые журналисты меня спрашивают: "Андрей Вадимович, как же это – не про политику? Ведь там же в тексте "люди – это хамелеоны, которые по команде меняют масть". Я говорю, мол, ребята, это про людей. Это было сто лет назад, тысячу лет назад. Это про вас. Я песню "Марионетки" написал в 1975 году, и все гадали – то ли это про КПСС, то ли про ВЛКСМ. А я говорил: ребята, это про вас. КПСС пройдет, а вы останетесь такими же. Вот в этом основная беда человечества. Но никто не хочет это слышать. Удобнее все сваливать на политику.
Разве не политика влияет на человечество? Разве не политики манипулируют людьми?
К сожалению, влияет. Но мне кажется, что у человека как у биологического существа есть очень хорошая инерция восстановления. То есть человеку можно задурить голову, но, как только ему перестанут "стучать по мозгам", уже через два дня в голове все станет на место. И человек будет сам себе удивляться. Достаточно просто перестать смотреть телевизор.
Вы говорите, что люди были хамелеонами сотни, тысячи лет назад. Как вы считаете, человечество сможет когда-нибудь утратить способность постоянно менять масть?
Не знаю, я не пророк. Как говорил Воланд, люди практически не меняются – меняются только времена.
Ваша последняя песня с "Гайдамаками" и Мацеем Маленчуком называется "Только любовь заставит тебя жить" ("Тільки любов залишить тебе живим"). А за неделю до этой песни вы написали песню "Каждый своей гуляет дорогой", в которой прощаетесь с золотой эпохой рок-н-ролла. Какая сейчас эпоха рок-н-ролла?
Одна эпоха сменяет другую. Ушла золотая эпоха, пришла жестяная эпоха. А потом опять придет золотая. Но я не уверен, что мы до этого доживем… Это нормально. Все развивается волнами – волна вверх, волна вниз. Сейчас волна идет вниз, и это касается не только России или Украины. Это касается всего мира. В мире очень неспокойно, нестабильно, и он полон дурных идей, к сожалению. Сейчас человечество болеет. Я очень надеюсь, что эта болезнь не приведет к летальному исходу…
Вы имеете в виду третью мировую войну?
Я имею в виду вообще летальный исход. Третья мировая может быть очень короткой…
Вы говорите, в вашей песне нет ни слова о политике, а как же насчет "Я видел дракона с тысячью пастей, имя которому власть"?
Власть всегда была драконом – и во времена Древнего Египта, и во времена Древнего Рима, и в средневековье, и во время советской власти…
Во время советской власти рок в России считался музыкой протеста, не так ли?
Кем считался? Когда человеку начинают затыкать рукой рот, у него возникает естественная ответная реакция эту руку убрать. Но сводить всю культуру рок-музыки к какому-то протесту – значит очень сильно ее обеднять. Если она и была протестная, то во многом этот протест был эстетический. Против чего в своих текстах "протестовали" Led Zeppelin – люди, которые перевернули музыкальный мир? Да не протестовали они против чего-то конкретного. Но сама их эстетика и принципиально новый подход к музыке сделали революцию. Вот в этом и заключалась революционность рока.
Может быть, в молодости проще протестовать, быть революционером, создавать что-то новое…
Не надо делать из протеста профессию. Это еще хуже, чем профессиональные патриоты. Достаточно нормальным взглядом смотреть на то, что происходит. Просто надо оставлять за собой право иметь свое собственное мнение. С чем-то ты согласен, с чем-то нет, и это нормально. Но не надо кричать ни да ни нет вслепую.
"Но если музыка – голос Бога, то музыка есть любовь. И только любовь заставит остаться живым", – это строчка из вашей песни. Насколько музыка-любовь заставляла оставаться живым вас?
Среди всего, что происходит, только музыка меня и заставляет жить. Иначе я бы уже давно повесился.
Что сейчас происходит с музыкой в России?
Точно такая же ситуация, как и во всем мире, – межсезонье. Но я очень рад, что в Россию возвращается джаз. Я приехал в Киев практически с джазового фестиваля, который проходил в Сочи. Там было много блестящих музыкантов со всего мира – Европа, Америка, Израиль… И из Украины были ребята. Люди пришли на джаз. Десять лет назад я не мог себе представить, что джазовый фестивальный зал на пять тысяч мест будет полным. Десять лет назад джаз считался музыкой яйцеголовых. А теперь слушают. И понимают, что слышат, – потому что аплодируют наиболее удачным сольным выступлениям. Для меня это большая радость, поскольку я уже много лет пытаюсь сделать так, чтобы эту музыку полюбили. И я вижу, что это дает какие-то плоды.
Почему в последнее время джаз стал вам ближе, чем рок?
Как сказал один мудрый грузин, все имеет смысл заканчиваться. Эпоха рок-н-ролла закончилась. Ничто не вечно. Эпоха рок-н-ролла ушла по объективным причинам. Почему Юрий Любимов говорил, что театр живет двенадцать лет? Потому что со временем театр съедает все свои краски. Начинаются повторы, начинается коммерциализация. Рок прожил полвека – это огромный срок. Он превратился в индустрию, внутри которой никакого рока не осталось. Осталось только очень хорошее, высокопрофессиональное производство.
Но ведь джаз намного старше рока…
Именно поэтому возвращается джаз. Его уже успели забыть. Всегда хорошо забытое старое в такие моменты всплывает. Джаз – это очень красивая, очень позитивная, очень разноплановая музыка. Появилось огромное количество молодых людей, которые прекрасно играют джаз, знают джаз, его традиции, знают современный джаз. Сейчас в Москве джазовых клубов больше, чем блюзовых и роковых. Всему свое время. Вот мы в 2013 году записали альбом "Идиш джаз". Есть историческая память, есть старые евреи, которые помнят свои традиции, есть люди, которые любят старый джаз. Мы проехали с этим альбомом по Америке, по Европе. Оказалось, что это интересно огромному количеству людей. И мы записали второй альбом. Возможно, будет еще и третий "Идиш джаз". Это на самом деле историко-культурологическое исследование. Плюс-минус сотню лет назад одесские евреи, спасаясь от революции, бежали в Америку. Многие из них были музыкантами, они сочиняли песни. И менее всего они могли предположить, что то, что они напишут, спустя сто лет станет великими джазовыми стандартами, и лучшие музыканты мира будут продолжать играть их мелодии. Но какие-то мелодии стали великими, а какие-то нет. Мы специально взялись раскопать такие песни. Эти песни были написаны на очень смешной смеси английского и идиша.
А кому пришла идея записать совместную песню с "Гайдамаками" и Мацеем Маленчуком?
Это Саша Ярмола мне предложил. Год назад мы со Святославом Вакарчуком говорили о том, чтобы вместе сочинить какую-то песню с таким же настроением. Но дальше разговоров дело не пошло. А вот Саша сразу взялся за дело. Буквально через месяц после того, как мы с ним поговорили, он прислал мне музыкальную "демку". Когда я понял, о чем песня, мне было несложно в это влиться. Каждый написал свой куплет – Александр Ярмола, Мацей Маленчук и я. И название песни тоже я придумал.
Как вы считаете, искусство может повлиять на отношения между Украиной и Россией? Улучшить? Ухудшить?
Не надо переоценивать влияние искусства на развитие событий в мире. Но искусство влияет на людей. Даже если они этого не замечают, оно на них влияет. А люди, в свою очередь, сами того не замечая, влияют на ход событий. Надо просто делать свое дело, и стараться делать его хорошо.
Вы не планируете запись совместных песен с кем-то еще из украинских музыкантов?
Нет. Такие совместные проекты хороши своей спонтанностью. Они разовые, уникальные. В России я спел песню с Ромарио, а также песню с солистом группы "Старый приятель" Александром Зарецким. Мне они всегда нравились своей мелодикой, иногда пробитловской. И клип на нашу совместную песню сделали очень симпатичный.
"Машине времени" в прошлом году исполнилось сорок пять лет. Когда вы создали свою группу, вы же были битломаном?
Да, конечно, все мое поколение было таким.
Как вы думаете, сейчас есть новые музыканты, которые начинают на вашей музыке подобно тому, как вы когда-то начинали с песен "Битлз"?
Я совершенно за этим не слежу. По-моему, надо быть очень большого самомнения, чтобы смотреть, какой след ты оставил в истории. Это абсолютно не мое собачье дело. Я могу радоваться тому, что я сам сделал, а кто поет мои песни, совершенно неинтересно. Мне интересны люди, которые что-то делают в своем стиле.
Источник: Зеркало недели