Хозяин мебельного магазина "Эмпориум" в Киеве, на стенах которого закрасили граффити времен Евромайдана, Игорь Доценко в комментарии "Украинской правде" заявил, что не давал указаний уничтожать рисунки.
"Мы их не удаляли. Я никому никаких указаний не давал. Я не заинтересован был это делать. Эти граффити были созданы в мой день рождения, 12 февраля 2014 года. Во время революции ночью пришли ребята и спросили: "Мы здесь разрисовываем стены..." А я говорю: "А чего вы спрашиваете? Делайте", – заявил он.
Доценко утверждает, что ухаживал за граффити три с половиной года.
"Краски, которыми их рисовали: и нитрокраска, и масляная, и гуашь, – они уже к осени... половина облетела. Мы их подрисовывали, и в 2015 году, когда действительно была угроза, что они могут исчезнуть, мы покрыли их лаком", – заявил бизнесмен.
По его словам, уничтожение граффити – "провокация".
"То есть три с половиной года за ними ухаживать, а потом взять их зарисовать? Причем сделать это тогда, когда все из отпусков приехали, когда в субботу полный город людей, все гуляют, ярмарки. Это провокация. Сам Вятрович (глава Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович. – "ГОРДОН") у себя в Facebook написал и свой пост и все всем объяснил", – сказал Доценко.
Он также прокомментировал фотографию, на которой он смотрит на человека, который закрашивает граффити.
"Я не закрашивал. И может, даже и этот человек не закрашивал. Или закрашивал. Я приехал на работу что-то в 12.00 – начале первого и увидел этого человека, я спросил, кто он и что здесь делает, я знаю, что коммунальные службы время от времени чистят фасады. Буквально сразу ко мне подъехала Вера Савченко, помощник нардепа Надежды Савченко, и сказала гневно так: "Как же так, зачем вы обрисовываете? Это же неправильно". Я говорю: "Что вы говорите? Вы же видите, что я только что приехал на машине". Я его (человека, который закрашивал граффити. – "ГОРДОН") не знаю. Он говорил: "Мне сказали покрасить, и я крашу", – рассказал бизнесмен.
Фото дня: Игорь Доценко уговаривает неизвестного провокатора не зарисовывать граффити pic.twitter.com/80h84JCDwk
— was he slow? (@LeRenardGrande) 3 сентября 2017 г.
Доценко добавил, что получил около 200 угроз в соцсетях после уничтожения граффити, в том числе и от помощников народных депутатов.
Также бизнесмен рассказал, что магазин "Эмпориум" закрылся, но он не обсуждал с Институтом украинского языка Национальной академии наук Украины вопрос продления или прекращения аренды здания.
По словам Доценко, убытки составляют сумму "между десятками и сотнями тысяч гривен".
В то же время он отказался комментировать, давал ли показания правоохранителям по делу об уничтожении граффити.
Бизнесмен также заявил, что готов способствовать в восстановлении граффити и планирует по этому вопросу связаться с их автором.
На фасаде магазина "Эмпориум" в Киеве во время Революции достоинства появились граффити с изображениями украинских писателей Тараса Шевченко, Ивана Франко и Леси Украинки. 2 сентября журналистка Татьяна Высоцкая сообщила, что их стерли.
Доценко назвал граффити "революционной трафаретной живописью" и заявил, что "не надо возносить трафаретное искусство в ранг произведений". Позже он заявил, что граффити закрасили "провокаторы". Сейчас его пост удален
Глава украинского Института национальной памяти Владимир Вятрович сообщил, что институт готовит обращения в полицию и Генпрокуратуру Украины.
Министр культуры Украины Евгений Нищук назвал уничтожение граффити "недопустимым и недальновидным".
3 сентября у "Эмпориума" прошла протестная акция. Активисты разбили дверь магазина, разрисовали окна, забросали здание яйцами и подожгли автомобильные шины.
Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко заявил, что прокуратура Киева открыла уголовное производство по факту уничтожения граффити. Он добавил, что бизнес владельцев "Эмпориума" ждут проверки.
Пресс-секретарь киевской прокуратуры Надежда Максимец сообщала, что в ближайшее время Доценко должны вызвать на допрос.
Группа художников собиралась 4 сентября приступить к восстановлению рисунков, однако их автор, художник Sociopath, заявил, что трафареты находятся у него и что он сам восстановит граффити, когда "ситуация приобретет правильное развитие". Позже Sociopath сообщил, что договорился о проведении реставрации с Нищуком.