Насильственные действия при подавлении бунта в Одесской колонии №51 были чрезмерными, считает председатель правления Украинского Хельсинкского союза по правам человека, директор Харьковской правозащитной группы (ХПГ) Евгений Захаров. Его комментарий опубликован 29 мая на сайте ХПГ.
"СМИ озвучивали фейки один краше другого о заложниках, погибших и убежавших. На самом деле заложников не было, слава богу, не было и погибших и беглецов. А было введение группы быстрого реагирования в масках и полном боевом снаряжении, которая жестоко избила шестерых главных протестующих против действий администрации колонии", – рассказал Захаров.
По его сведениям, изначально причиной конфликта стало плохое питание и вымогательство денег с осужденных за возможность получить посылки с продуктами от родственников.
"Часть осужденных, не желая быть избитыми, забаррикадировалась в своем жилом помещении и подожгла матрасы, чтобы за стенами колонии увидели дым", – пояснил Захаров дальнейшие события.
Практика ввода групп быстрого реагирования в колонии и СИЗО продолжается все годы независимости, отметил правозащитник, причем "маски-шоу" начинаются при малейшем конфликте или недовольстве заключенных.
"В последнее время группы быстрого реагирования применяли силу во многих колониях; после избиения пострадавших осужденных перевозили в другие колонии, чтобы скрыть следы избиения, и начинали уголовное преследование против них", – написал директор ХПГ.
Избиения практически не расследуются, утверждает он.
"Если бы Госбюро расследований действительно провело быстрое беспристрастное следствие, то, я уверен, оно установило бы факты, о которых сообщают правозащитники. Однако приходится только вспоминать известные строки Галича: "Ворон, растудыть, не выклюет глаз, растудыть, ворону". Единственная реакция на протесты осужденных – жестокое насилие при молчаливом согласии и государства, и общества", – подытожил Захаров.
Бунт в одесской колонии №51 произошел 27 мая, заключенные подожгли одно из помещений.
Первый заместитель главы Нацполиции Вячеслав Аброськин заявил, что осужденные попытались захватить админздание колонии и устроили поджог по указанию "воров в законе".
Южное региональное управление по вопросам исполнения уголовных наказаний и пробации Министерства юстиции Украины сообщало, что в результате бунта пострадало 15 сотрудников колонии.
В Государственном бюро расследований сообщили, что действия сотрудников одесской колонии №51 расследуются по статье 367 Уголовного кодекса (служебная халатность).
Нацполиция открыла в отношении ряда осужденных уголовное производство по статье 392 (действия, дезорганизующие работу учреждений исполнения наказаний) Уголовного кодекса Украины.
В колонии усилены меры безопасности, ограничены посещение и передачи для осужденных.