Евросоюз: Протесты в Украине не были мирными, но власть превысила силу

Евросоюз: Протесты в Украине не были мирными, но власть превысила силу Евромайдан в Киеве
Фото: Александр Хоменко / Gordonua.com
Совет Европы обнародовал отчет о нарушении прав человека в Украине.

Комиссар Совета Европы по правам человека Нильс Муйжниекс вчера, 4 марта, обнародовал отчет о событиях в Украине, в котором признал, что протесты не являлись мирными, но обвинил власть в чрезмерном применении силы и грубом нарушении прав человека. Впрочем, действия и намерения новой власти комиссар также не всегда одобряет. Об этом сообщает ЛІГАБізнесІнформ.

Комиссар признает системные нарушения со стороны судей, однако призывает Киев подумать об отказе от идеи люстрации судебного корпуса.

Доклад Муйжниекса был составлен по итогам семидневного визита в Украину. Отчет стал первым документом, в котором Запад признал, что протесты в Киеве не были мирными.

"Принятие парламентом пакета "антипротестных" законов 16 января способствовало росту напряженности, а в последующие дни сопровождалось насилием на улицах Киева и других городов", – отметил еврокомиссар.

Пять правил для победы в информационной войне

По словам Нильса Муйжниекса, представители украинской власти делали заявления, на которые не решались во время публичных мероприятий. Первый заместитель главы Администрации Президента Андрей Портнов, в частности, сообщил, что сотрудники правоохранительных органов намеренно атаковали журналистов и волонтеров-медиков при подавлении беспорядков. Он якобы признал, что такие действия были ошибочными, поскольку "внесли вклад в снижение доверия общества к милиции".

"Должен сказать, что в АП я встречался только с Андреем Портновым и не могу говорить о позиции всей администрации, – поделился в комментарии Муйжниекс. – Впрочем, все указывает на то, что в АП был лишь один человек, принимающий решения – Виктор Янукович. Встретиться с ним мне так и не удалось".

Руководители МВД и Генеральной прокуратуры, с которыми встречался комиссар, не согласились с претензиями в свой адрес. По их мнению, бойцы «Беркута» и внутренних войск не применяли силу в отношении волонтеров-медиков и журналистов. Руководители силовых ведомств уверены, что с начала декабря до 10 февраля вовсе не было случаев чрезмерного применения силы при подавлении протестов.

"Виталий Захарченко отрицал все обвинения. Он признал только, что были определенные нарушения 30 ноября. После этого, по его словам, некорректных действий со стороны милиции не было", – сообщил комиссар Совету Европы.

В Совете Европы не поверили министру. В отчете говорится о множестве случаев чрезмерного применения силы в отношении митингующих, которых избивали до потери сознания даже после задержания, когда они не оказывали сопротивления милиции. Некоторые побои подтверждены медиком, который сопровождал комиссара в поездке по Украине. Кроме того, в отчете содержится информация о как минимум одном погибшем в результате применения милицией водометов при минусовой температуре.

В отчете есть также претензии к судьям, которые "не реагировали на видимые увечья и очевидные признаки ненадлежащего обращения".

"В ходатайствах о медицинском освидетельствовании этих травм им отказывали", – утверждает Муйжниекс.

Несмотря на то, что Страсбург признал серьезные проблемы украинской судебной системы и тот факт, что судьи нередко выносили политически мотивированные решения, идея о люстрации судебного корпуса вызывает опасения в СЕ.

"Люстрационные законы зачастую содержат неопределенность относительно того, против кого они применяются. Их применение на практике часто оказывается необдуманным. Так что если Украина в итоге решит проводить люстрацию, вам нужно быть очень осторожными. Законопроект следует согласовать с Венецианской комиссией", – заявил комиссар.

"Большинство люстрационных законов применялось в начале 1990-х, после обвала коммунистической империи. Прошло больше 20 лет. Я не думаю, что режим Виктора Януковича и коммунистический режим сравнимы. Поэтому вряд ли сегодня можно проводить люстрацию по тем же принципам, которые работали 20 лет назад", – резюмировал Муйжниекс.  

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать