"Когда широкомасштабное вторжение началось, через неделю были российско-украинские переговоры. А в заключительном документе каждая сторона писала свои "хотелки". Мы писали свои условия прекращения войны: россияне отходят к границам до 24 февраля 2022 года, а о статусе Крыма и Донбасса начинаем переговорный процесс. И в течение этого переговорного процесса Россия и Украины берут на себя обязательство не применять силу для освобождения этих территорий. И когда вот это все зачитывали, сказали: 15 лет для переговоров [о статусе Крыма]", – сказал он.
Лидер крымских татар отметил, что "знал, что там фигурирует 15 лет", и общался на эту тему с Рустемом Умеровым, который тогда был в группе украинских переговорщиков, а сейчас – министр обороны Украины.
"Рустему [я] говорил: "Ни в коем случае! Вот эту цифру уберите, потому что потом будет столько негодования в наш адрес!" И я был уверен, что этой цифры не будет. Когда сказали прокомментировать [эту идею для СМИ], я, конечно, не стал говорить, что категорически против такой формулировки. Я сказал примерно так: если российская сторона соглашается вести переговоры по статусу Крыма, это значит, что Крым – не российская территория, а временно оккупированная, и в соответствии с Женевской конвенцией 1949 года там должны действовать украинские законы и демократические права, которые есть в Украине. А если будут эти права, если каждый человек может высказывать все, что хочет, то деоккупация Крыма займет не 15 лет, а максимум шесть месяцев. Но это не спасло нас от гневных высказываний", – объяснил Джемилев.
По его словам, на идею про 15 лет для переговоров по Крыму "наезжали" в том числе его родственники.
"Моя сестренка так прямо и говорила: "Ты кем себя возомнил, что за нас решаешь по поводу 15 лет?" Я позвонил Ермаку и говорю: "Что вы наделали? Я за последние 30 лет таких резких слов в свой адрес не слышал! Что это за 15 лет?!" А он смеется и говорит: "Успокойся, они и это не примут". И действительно, на следующий день [нелегитимный президент РФ Владимир] Путин устами [своего пресс-секретаря Дмитрия] Пескова сказал, что "никаких переговоров о статусе Крыма не может быть", – описал Джемилев происходившее весной 2022 года.