Во время разговора оккупанты, в частности, обсуждают настройки доступа к интернет через Starlink.
"Starlink работает, интернет есть", – сказал один из россиян.
Как указали в ГУР, радиоперехват разговора оккупантов свидетельствует, что для налаживания доступа к интернету терминалы Starlink установили, например, в подразделениях 83-й ОДШБр ВС страны-агрессора РФ.
"Оккупационные войска 83-й десантно-штурмовой бригады террористической России действуют в Донецкой области вблизи Клещиевки и Андреевки", – подчеркнули в ГУР.
Контекст
После начала полномасштабного вторжения РФ в Украину американский миллиардер, владелец SpaceX Илон Маск передал Украине терминалы Starlink, предоставляющие связь украинским военным и жителям деоккупированных населенных пунктов. Также это оборудование для Украины закупают международные партнеры.
За два года полномасштабной войны в СМИ появлялись публикации, что SpaceX блокировала спутниковую связь украинским военным во время некоторых операций. В частности, как рассказали в СБУ, первая атака украинских морских дронов в Крыму в сентябре 2022 года не удалась, потому что Маск выключил Starlink, через который управляли беспилотником. По данным The Washington Post, вице-премьер-министр – министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров лично обращался в Маску с просьбой возобновить связь, но тот отказал. В ответ на публикации Маск заявил, что не считает себя предателем из-за срыва атаки украинских дронов. "Я гражданин США и имею только этот паспорт. Конгресс США не объявлял войну России", – написал он.
По данным The New Yorker, Пентагон вел переговоры с Маском, чтобы не дать ему перекрыть доступ украинских военных к системе Starlink.
Федоров заявил, что терминалы Starlink сегодня являются "критической инфраструктурой для войны", и подчеркнул, что политические заявления Маска не влияют на работу этой связи в Украине.
8 февраля 2024 года в сети появилась информация о том, что Россия могла закупить системы связи Starlink в Дубае и использует их на войне в Украине. В то же время в компании SpaceX заявили, что не ведут никаких дел с российским правительством или военными, а также не завозят Starlink в Дубай.
В ГУР сообщали 10 февраля, что использование оккупантами Starlink начинает приобретать системный характер.