После того, как Россия приостановила действие зоны свободной торговли с Украиной, валютная выручка украинцев уменьшилась, и из-за этого снизился курс гривны, отметил в комментарии изданию "ГОРДОН" экс-министр экономики Украины, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой.
"Первая причина девальвации гривны – продолжается падение экспорта украинской продукции и услуг, так как закрылись российские рынки. А новые не открыты, так как конкурентоспособность нашей сырьевой продукции остается низкой. Поэтому поступает меньше валюты. Российские импортеры платили украинским поставщикам в долларах, а на внутреннем российском рынке продавали за рубли. Расчет между государствами происходит в твердой валюте, не в рублях и не в гривнах", – разъяснил эксперт."
"Нужды украинцев в импорте товаров и услуг остаются высокими и валюта нужна раньше, чем поступают доходы от экспорта. Деньги нужны до того, как начнутся поставки по импорту. Разрыв во времени плюс продолжающаяся потеря экспортных рынков вызывает девальвацию", – добавил Лановой.
Поведение Национального банка Украины (НБУ) экономист назвал еще одной причиной причиной снижения курса гривны.
"Нацбанк не возлагает на себя обязанности поддержания курса, поскольку согласно договоренности с Международным валютным фондом НБУ должен сохранять резервы и не использовать их для коррекции курса", – отметил он.
По прогнозам эксперта, падение гривны будет продолжаться.
"Не могу сказать, до какого предела девальвирует гривна, сложно предсказать поведение правительства и НБУ. Пока они ведут себя пассивно, к тому же, продолжается ухудшение экономических показателей. Производство будет продолжать падать. Финансовая нестабильность прошлого года будет отрицательно влиять на производство в 2016 году. Нужно время, чтобы банки восстановились, только после этого сможет расти производство, думаю, только с 2017 года, если все будет хорошо", – считает он.
"Так как производство падает, денежная масса становится еще более избыточной, гривневые потоки опять будут направлены на валютные рынки. Негатив внутренней экономики плюс внешние обстоятельства, плюс связанные руки НБУ, все это дает основания предположить, что курс будет падать. В прошлом году тоже курс был 18 грн/$1, потом вдруг за месяц-полтора прыгнул до 32 грн/$1, чего никто не ожидал. Если ничего не предпринимать, так будет и сейчас. Экономика реагирует на информацию, сейчас поступают негативные сигналы о платежеспособности гривны, поэтому будет продолжаться уход от нее и конвертация в твердую валюту", – убежден Лановой.
По его мнению, чтобы прекратилось обесценивание гривны, "в первую очередь надо подымать падающее производство".
"Второй важный фактор – огромный дефицит бюджета. Не знаю, из каких соображений исходил МВФ, когда говорил, что 84 млрд грн дефицита – это нормально. Это будет забирать огромные суммы из внутренней экономики. На мой взгляд, для нашей ситуации, когда нет капитала, это ненормально, нам нужен нулевой дефицит, чтобы на рынках начали накапливаться деньги", – считает экономист.
По его словам, Украине "нужна другая политика монетарного регулирования, поддержания рыночных фондов, рыночных потоков, а не кредитования сверху банков, поскольку это разрушает горизонтальные рыночные потоки накопления средств для кредитов".
Лановой уверен, что Нацбанк должен стабилизировать гривну, "даже в ущерб резервам".
"На основе стабильной гривны возможен рост производства и тогда начнется восстановление наших экспортных возможностей, нашей валюты и резервов НБУ", – подчеркнул он.
Экономист отметил, что хотя с 1 января вступило в силу действие зоны свободной торговли между Украиной и Европейским союзом (ЕС), "пока нельзя сказать, что благодаря этому экспортные рынки Украины увеличиваются".
"Целый год ничего не делалось – как можно идти в Европу с девальвацией 300%? В Европе не допускается девальвация больше 5% относительно евро. Тут много о чем можно говорить: продолжаются импортные налоги на европейскую продукцию в Украине, из-за этого у нас не хватает ресурсов, чтобы обеспечить страну современными техническими средствами. Это улица с двусторонним движением. Мы от них закрылись и хотим, чтобы нашу продукцию пустили в ЕС. Но для этого наша продукция должна быть качественнее. Ведь там рынки заполнены и никто не ждет нас с пустыми нишами", – сказал он.
Лановой отметил, что для украинской сельскохозяйственной продукции Европа закрыта.
"Она поддерживает свои фермерские хозяйства. 90 стран мира – поставщиков сельскохозяйственного сырья объединились против ЕС и стран "Большой семерки", которые не пускают на свои рынки, в ВТО есть конфликт по этому поводу. Если бы мы были членом ЕС, нам бы дали какую-то квоту, а так ее не дают", – разъяснил он.
"И вообще, на сельскохозяйственном сырье невозможно развивать экономику. Поэтому нам нужно время, чтобы промышленность адаптировалась, очистилась от убыточных устаревших предприятий, и тогда через кооперацию и интеграцию в международные проекты мы подымем наш экспорт. Для этого нужно время", – добавил эксперт.
"Если идти по пути модернизации старого производства, это займет четыре–пять лет, если развивать новые предприятия, в том числе объекты малого бизнеса, то чтобы возникли промышленные инфраструктурные, комплексы нужно один–три года. Чтобы качественно переоборудовать перерабатывающую промышленность, нужно один–два года. Есть выходы из нынешней ситуации, но к этому году мы никак не подготовились, и не переориентировались на азиатские и африканские рынки", – подытожил Лановой.
20 января премьер-министр Арсений Яценюк выразил обеспокоенность девальвацией гривны и призвал "неотложно" провести заседание совета экономической и финансовой стабильности, которое должно состояться после возвращения украинской делегации из Давоса, где 20–23 января проходит Всемирный экономический форум.