"Фонд должен заработать с января, а первые средства на восстановление Украины пойдут с апреля 2024 года. Ключевым национальным контролером по эффективности расходов международных средств будет Государственная аудиторская служба Украины. Мы выстраиваем такую модель финансового контроля, которая будет прозрачна и понятна и для партнеров из ЕС, и для украинцев", – написала глава ГАСУ.
По ее словам, уникальность Ukrainian Facility состоит в том, что фонд полностью контролирует Евросоюз и все решения принимают тоже там. Правительство Украины представляет свои предложения, что именно необходимо восстанавливать, Ukrainian Facility привлекает деньги партнеров, и эти инвестиции добавляют к уже имеющимся средствам ЕС. Поддержка предусмотрена как для частного сектора, так и для правительства и неправительственных организаций.
"Проект регламента, который регулирует Ukrainian Facility, уже прошел первое чтение в Европарламенте. Он определяет, что проверять расходы фонда будет несколько учреждений. От ЕС – европейский Board of Auditors (Совет аудиторов). А национальных контролеров будет два – Госаудитслужба и Счетная палата. Они уполномочены проводить аудит и финансовые инспекции расходов", – отметила Басалаева.
По мнению главы ГАСУ, вероятнее всего, за основу будет взята уже наработанная, в том числе и в Украине, модель финансового контроля – через механизм проверки проектов в рамках программ транснационального и приграничного сотрудничества, финансируемых из фондов ЕС, и операционного сотрудничества с OLAF – European Anti-Fraud Office, Европейское управление по предотвращению злоупотреблений и мошенничества.
"OLAF осуществляет финансовый контроль в любых странах, где присутствуют европейские деньги, например, в Сирии или Афганистане. Работает он также и в нашем государстве. Партнером OLAF со стороны Украины выступает именно Госаудитслужба, определенная Национальным контактным пунктом (НКП) еще в 2017 году. В марте 2023-го между сторонами подписана административная договоренность о сотрудничестве", – написала глава ГАСУ.
Контактные функции выполняет отдельное структурное подразделение Госаудитслужбы и именно оно информирует OLAF о фактах мошенничества, коррупции или любой другой незаконной деятельности, которые могут повлиять на интересы ЕС.
"Многоуровневая структура финансового контроля оптимальна, по моему мнению. Ведь в ней будут взаимодействовать все – ГАСУ, Офис генпрокурора, СБУ, НАБУ, ДБР, БЭБ. И эта модель будет работать не только для финансового контроля над средствами Ukrainian Facility, но и всех в целом международных донатов, которые будут поступать на восстановление Украины", – убеждена Басалаева.
Она считает, что на базе контактного пункта целесообразно создавать национальную Службу координации по борьбе с мошенничеством (AFCOS) по примеру государств – членов ЕС.
"Таким образом, мы перейдем к масштабной системе AFCOS, которая будет вести статистику нарушений и анализировать, где могут возникнуть проблемы. Чтобы не искать, куда делись деньги, а заранее предотвращать какие-либо негативные явления", – пояснила руководитель ведомства.
Глава ГАСУ добавила, что для перехода на такую модель контроля необходимы законодательные изменения, но уже сейчас в своих отчетах Еврокомиссия положительно оценивает прогресс Украины по защите финансовых интересов ЕС.
"Мы делаем все, чтобы международные партнеры, доверяя нам значительные средства, были уверены в их эффективном использовании", – подчеркнула она.