Решение Стокгольмского арбитража по разбирательству между ПАО "Газпром" и НАК "Нафтогаз України" – это победа Украины в вопросе защиты интересов страны, сказал президент Украины Петр Порошенко во время встречи с заместителем министра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции Еленой Зеркаль и председателем правления НАК "Нафтогаз України" Андреем Коболевым, сообщает пресс-служба главы государства.
"Я могу констатировать, что это наша убедительная победа в защите интересов Украины", – отметил он.
Порошенко подчеркнул, что достичь такого результата позволили совместные усилия команды "Нафтогазу", юридических представителей, Министерства иностранных дел, Администрации Президента и правительства.
"Я поздравляю с этим вас и поздравляю весь украинский народ, наконец мы имеем защищенные интересы государства, по крайней мере в чрезвычайно важной энергетической сфере", – заявил он.
Президент отметил, что украинская команда с первых дней заняла позицию убедительной аргументации в Стокгольмском суде по защите интересов Украины. Порошенко добавил, что наконец газ должен перестать быть инструментом политического давления на Украину и источником коррупционных сделок для представителей прежней власти.
"Наконец цена на газ формируется по рыночному принципу, и это также наше безусловное достижение", – заявил он.
31 мая стало известно, что Стокгольмский арбитраж удовлетворил ключевые требования "Нафтогаза" в споре с "Газпромом": условие "бери или плати" упразднено; запрет на реэкспорт отменен; формула цены на газ пересмотрена с 2014 года.
Принцип "бери или плати" действовал с 2009 года. Он предусматривал штрафы для Украины в случае недобора российского газа относительно объема, указанного в контракте. "Нафтогаз України" считал положение "бери или плати" в виде, изложенном в контракте с "Газпромом", нерыночным, неправомерным и недействительным.
По словам премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, если бы требования "Газпрома" удовлетворили, убытки украинской стороны могли составить $45 млрд.
В "Газпроме" утверждают, что решение Стокгольмского арбитража является промежуточным.