Глобальные требования "ополченцев" остались теми же – они хотят отстаивать все границы Донецкой и Луганской областей, сказал в комментарии "ГОРДОН" донецкий актвист Энрике Менендес
"Я приучил себя к мысли, что перед сложными решениями происходит дикое количество заявлений, на которые просто можно не обращать внимания, поскольку они все выглядят как усиление переговорной позиции. Понятно, что глобальные требования "ополченцев" остались теми же – они хотят отстаивать все границы Донецкой и Луганской областей, по крайней мере, на уровне публичной риторики", – рассказал активист.
По словам Менендеса, разговоры о границах – это политическая игра на публику.
"В Минских соглашениях очень четко и однозначно прописано то, что контроль над 400-километровым участком российско-украинской границы, которая проходит в Донецкой и Луганской областях, перейдет к Украине только в конце 2015 года, когда будут сделаны все шаги, включая амнистию всех, кто принимал участие в этих событиях. Тем не менее, на украинской стороне публичные спикеры постоянно говорят о том, что нужно получить контроль над границей. Конечно, нужно получить контроль над границей, но ведь четко прописано, что он будет в конце 2015 года, однако они хотят прямо сейчас. Я считаю, что это просто торги и игра на публику", – сказал он.
Однако, по словам Менендеса, нужно все же с чего то начинать.
"Реальный политический процесс обычно идет за кулисами, а публичные заявления делаются не только в расчете на соперника, но и в расчете на свою внутреннюю аудиторию. В Донецке люди, которые воевали на стороне боевиков, вряд ли считают большим достижением получение особого статуса всего лишь несколькими районами Донецкой и Луганской областей, но, тем не менее, с чего-то нужно начинать". – заявил активист.
Активист считает, что сейчас начался реальный политический процесс урегулирования ситуации.
"Оговорено, что граница районов, которые получат особый статус, будет по линии разграничения, которая была утверждена еще 19 сентября во время первых Минских переговоров. Особый статус оговаривался и раньше, но дело не дошло до реального процесса. А сейчас можно сказать, что это одно из главных достижений второй части Минских договоренностей, поскольку, кроме отвода тяжелого вооружения и прекращения огня, наконец процесс сдвинулся в сторону какого-то политического решения. Я думаю, что отдельным районам особый статус нужен для того, чтобы это не только можно было предъявить собственным сторонникам как одно из достижений, но и положить начало процесса", – заявил Менендес.
По его мнению, утверждение "особой зоны" на Донбассе может стать первым шагом для организации дальнейшего процесса.
"Я никогда не верил, что в этих границах можно получить реальные преференции, но тем не менее это даст возможность выйти в политическую плоскость, в том числе и лидерам "сопротивления" здесь, на востоке. Это может быть первым шагом к каким-то более глобальным договоренностям, которые потом позволят шаг за шагом организовать все остальное. Например, критическим моментом вторых Минских соглашений будут выборы на этих территориях по украинскому законодательству. Дальше, наверно, можно будет о чем-то другом разговаривать", – сказал активист.
Нужен ли особый статус "временно оккупированным территориям" на Донбассе?
Президент Украины Петр Порошенко сказал, что главная цель мирного процесса – это восстановление на Донбассе украинского суверенитета, и законопроект об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей нужен именно для этого.
Лидер фракции Блока Петра Порошенко Юрий Луценко заявил, что президентский законопроект об определении отдельных районов Донецкой и Луганской областей с особым порядком местного самоуправления не несет никаких рисков для Украины.
Один из главарей террористической группировки "ДНР" Денис Пушилин сообщил, что украинская власть должна обсудить с представителями "ДНР" проект постановления о территории с особым статусом перед внесением в Верховную Раду.