Дело студентки Натальи Бурейко, которая жаловалась на угрозы со стороны Александра Варченко – замначальника отдела департамента защиты экономики Нацполиции и мужа замглавы Госбюро расследований (ГБР) Украины Ольги Варченко, передали в военную прокуратуру, и это вызывает подозрения, заявил в Facebook заместитель председателя общественной организации "Всеукраинская люстрация", активист партии "Свобода" Александр Аронец.
Накануне по этому делу был задержан политтехнолог Владимир Петров.
"Оказывается, дело ведет военная прокуратура [Анатолия] Матиоса, куда на допрос доставили Петрова. На самом деле после быстрой кульминации дела Бурейко мгновенно пропала, что вообще давало основания полагать, что ее просто убили, чтобы замести следы. Тем более, после последнего ее сообщения, в котором четко прослеживался почерк ментов. Но теперь, когда за дело взялась военная прокуратура, которая до сих пор расследует "покушение на генпрокурора [Виктора] Шокина", которая воюет с журналистами Bigus.info (Даниилом Мокриком), но которая ничего не сделала, чтобы раскрыть дела, которыми она бы прежде всего и должна была заниматься – взрывы военных складов в той же Калиновке или Ичне, то у меня возникает еще больше вопросов, чем ответов, и подозрений в том, что все это дело – большой фейк, созданный с пока не известной нам целью", – написал Аронец.
Он убежден, что скандал связан с борьбой за влияние на правоохранительные органы.
"В конце концов, это история о подковерной борьбе правоохранителей между собой, борьбе за влияние, борьбе полиции с прокуратурой и ГБР. Ведь и без всяких угроз и притязаний на Варченко есть целый ряд компромата, начиная с полученной на халяву государственной квартиры, при наличии своего дома, для чего он оформил фиктивный развод с женой и ее записал владельцем дома. А жена, как известно, – заместитель председателя ГБР, который должен быть полностью новым и независимым правоохранительным органом. Ну и цепочка, которая объединяет всех этих персонажей с военной прокуратурой, – это Анатолий Матиос, который в свое время участвовал в конкурсе на главу ГБР. Круг замкнулся", – подытожил активист.
7 ноября 2018 года в Facebook начал распространяться пост студентки Натальи Бурейко, где она жаловалась на угрозы со стороны Варченко, с которым, по ее словам, была знакома виртуально. Собеседник, называвший себя влиятельным сотрудником правоохранительных органов, писал, что в случае отказа девушки от интима у нее и ее родственников могут возникнуть проблемы.
Варченко заявил, что на его семью началась информационная атака и что хакеры создали поддельный аккаунт с его фото. Жена полицейского Ольга Варченко, замглавы ГБР, предположила, что истинной целью провокаторов является она.
Нацполиция начала проверять, причастен ли ее сотрудник к сексуальным домогательствам, а прокуратура открыла уголовное производство и передала его в СБУ.
8 ноября Бурейко опубликовала пост с извинениями: "Я не имела никаких оснований считать, что мне угрожал именно Александр Варченко, а не кто-то другой", – написала она.
12 ноября Петров в Facebook заявлял, что после этого скандала "ГБР можно закрывать". По его словам, ГБР – "очередная мусорская контора, созданная под чисто мусорской беспредел, но уже под новой вывеской".
29 ноября "Страна" сообщила о задержании Петрова. По данным издания, по делу проходят два блогера – Василий Крутчак и Александр Барабошко, у которых также состоялись обыски. Бурейко сообщила изданию, что за использование ее аккаунта в Facebook ей обещали заплатить 1500 грн, но денег она не получила.
Спикер Генпрокуратуры Андрей Лысенко сообщил о задержании гражданина П. по ч. 2 ст. 163 и ч. 2 ст. 182 УК Украины. Именно эти статьи указал и адвокат Петрова Клим Веремийчук. Лысенко также добавил, что одним из пострадавших по делу является известный украинский журналист. Его фамилии он не назвал.
По информации Newsroom в Telegram, который ведут украинские журналисты Татьяна Николаенко и Оксана Денисова, Петров организовал скандал "по заказу нескольких влиятельных мужчин".
По словам адвоката Клима Веремийчука, его подзащитный Петров заявил, что не имеет к скандалу никакого отношения. Защитник добавил, что 29 ноября было проведено "около пяти обысков", никого, кроме Петрова, больше не задерживали.
"Как с этим делом связан Петров, неизвестно. Сам Петров связывает происходящее с его журналистской деятельностью, а именно – освещением ситуации вокруг ГБР, а также с расследованием в отношении главы МВД Арсена Авакова", – сказал Веремийчук.