Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко не всегда руководствуется законом при принятии решений, заявил в интервью LB.ua, опубликованном 7 августа, начальник управления специальных расследований ГПУ Сергей Горбатюк.
Отвечая на вопрос, забрал ли генеральный прокурор Украины Юрий Луценко у его подчиненных дело активиста Майдана Ивана Бубенчика, Горбатюк ответил: "Нет, не забрал".
"Он, скажем так, забрал у тех прокуроров, которые в деле работали, право принимать решения по этому делу. На самом деле Луценко абсолютно незаконно, безосновательно, и это даже имеет признаки преступления – вмешательство в деятельность следователя и прокурора (ст. 343 УК Украины) – просто вынес постановление, назвав следствие неэффективным и поставив старшим группы заместителя генерального прокурора [Анжелу] Стрижевскую", – заявил Горбатюк.
По его словам, Стрижевская "изменила подозрение с двух убийств и одного ранения огнестрельного на одно ранение, отбросив два убийства".
"В качестве меры пресечения избрано личное поручительство депутатов, а не содержание под стражей. Таким образом, она стала принимать решения, которые следователь и прокурор не сочли правильными. У Луценко в должности генпрокурора все происходит одним способом – "если мне очень хочется, то я могу все, что угодно, а законы – это для других", – продолжил Горбатюк.
Он подчеркнул, что если генпрокурор не видит материалов производства, то его подпись под постановлением, которое содержит фразу "следствие – неэффективно", означает внесение в официальный документ заведомо ложных сведений.
"Ты же ничего не знаешь о деле! Люди расследовали, собрали доказательства, которые они считают достаточными для сообщения подозрения, а ты их называешь неэффективными! Возможно, есть какие-то процессуальные нарушения, которые ты считаешь основанием для смены следователей и прокуроров. Тогда – опять же – нужно истребовать производство, почитать это дело и дать соответствующую оценку. И сделать это должен тот, у кого есть соответствующие процессуальные полномочия. Потому генпрокурор не имеет права истребовать дело, если он в нем не процессуальный руководитель или не выполняет функцию высшего прокурора. По нашему подразделению функцию высшего прокурора исполняет заместитель генерального прокурора Стрижевская. Это означает, что она и только она имеет право изучать это дело. Луценко же согласно законодательным требованиям может только рассматривать жалобы на ее действия. Но, к сожалению, закон для генерального прокурора Луценко является второстепенным и вообще неважным по сравнению с его прихотями и капризами", – добавил прокурор.
В феврале 2016 года в интервью изданию Bird in Flight Бубенчик сообщил, что утром 20 февраля 2014 года убил из автомата Калашникова двух командиров "Беркута". "Они стреляли по баррикадам в упор, нагло. Я выбирал тех, кто командовал. Слышать не мог, но видел жестикуляцию. Расстояние небольшое, поэтому на двух командиров потребовалось только два выстрела. Я убил их в затылок, и это правда", – рассказал активист.
3 апреля 2018 года Бубенчика задержали при попытке выехать в Польшу и доставили в Печерский райсуд Киева. В Генеральной прокуратуре пояснили, что активист подозревается в убийстве правоохранителя и военнослужащего внутренних войск, а также в покушении на убийство военнослужащего. Обвинение требовало ареста подозреваемого.
5 апреля прокуратура сняла с Бубенчика подозрение в умышленном убийстве и отозвала ходатайство об аресте. В тот же день ему сообщили о новом подозрении – по ст. 348 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ч. 1 ст. 263 (незаконное обращение с оружием) Уголовного кодекса Украины.
Замгенпрокурора Украины Анжела Стрижевская 24 апреля заявила, что объективных доказательств причастности Бубенчика к убийству силовиков у следствия нет.
17 мая Бубенчика отпустили на поруки внефракционных нардепов Олега Петренко и Андрея Денисенко. Активиста обязали сдать загранпаспорт.
Печерский районный суд Киева продлил ему запрет для выезда за границу до 15 сентября.