Расследованием возможной коррупции в сфере обороны Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) занимается с 2016 года. Об этом в интервью изданию "Цензор.НЕТ" сообщил генеральный прокурор Украины Юрий Луценко, комментируя журналистское расследование программы "Наші гроші".
"Есть ли хищения на государственных предприятиях? Есть ли коррупция между поставщиками, руководителями предприятий и руководителями концерна? На это должно дать ответ Национальное антикоррупционное бюро, ибо любой чиновник категории А, например, господин [экс-первый замсекретаря СНБО, Совета нацбезопасности и обороны Олег] Гладковский, любой руководитель государственного предприятия, любой член семьи этих лиц является исключительной подследственностью НАБУ при наличии коррупционных и должностных преступлений. Соответствующее дело о коррупции открыто в НАБУ с 2016 года, зарегистрировано, существует", – сказал генпрокурор.
Он подчеркнул, что Генпрокуратура занялась коррупцией в этой сфере позже, чем НАБУ.
"Но о проведении любой следственной работы НАБУ прокуроры САП (Специализированной антикоррупционной прокуратуры. – "ГОРДОН") не знают ничего. Я не руковожу САП, я даже не имею права знать, что они делают, но на прямой вопрос на СНБО, так а что же сделано НАБУ и САП по этому вопросу за два года, [глава САП Назар] Холодницкий говорит: "Я не видел ни одного следственного действия в течение этих лет", – отметил Луценко.
По словам генпрокурора, он не хочет вмешиваться в их работу.
25 февраля программа "Наші гроші" опубликовала первые две части расследования о хищениях в оборонном секторе Украины. По данным журналистов, фигуранты схемы заработали минимум 250 млн грн во время войны на Донбассе. Журналисты утверждают, что участники группы посредством фирм-прокладок скупали контрабандой подержанные запчасти к военной технике в России и в два – четыре раза дороже перепродавали их заводам "Укроборонпрома". Такой "прокладкой" выступал в том числе завод "Кузница на Рыбальском", который до 2018 года принадлежал президенту Украины Петру Порошенко.
Согласно расследованию, в схеме участвовали в том числе нынешний глава "Укроборонпрома" Павел Букин, сейчас уже экс-первый заместитель секретаря Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Олег Гладковский и его сын Игорь.
В третьей части расследования программы "Наші гроші" говорилось, что из-за действий коррупционеров Украина чуть не сорвала подписанный в 2016 году контракт по ремонту самолетов Ан-26 для Казахстана. По подсчетам журналистов, чистыми организаторы схемы поставок контрабандных узлов получили $300 тыс., из которых $10 тыс. отдали Букину, который тогда занимал пост главы предприятия "Укрспецэкспорт".
26 февраля внештатный советник президента Украины, помощник министра обороны Юрий Бирюков информировал, что с 2015 года прокуратура занимается пятью уголовными производствами по этому поводу, а НАБУ – одним.
7 марта глава Национального антикоррупционного бюро Украины Артем Сытник сообщил, что его ведомство открыло два уголовных производства на основании материалов журналистского расследования программы "Наші гроші", а также провело около 20 обысков, в том числе по месту жительства Гладковских. По словам Сытника, в расследованиях фигурируют 10 предприятий, которые входят в структуру "Укроборонпрома". Убытки составляют около 1 млрд грн.