Глава Нацагентсва по вопросам предотвращения коррупции Александр Мангул в интервью изданию "theБабель", которое вышло 11 сентября, заявил, что "ожидал большего" от президентского законопроекта №1029 о перезапуске агентства, хоть он и предусматривает больше полномочий и инструментов для работы НАПК.
Глава агентства сообщил, что никто из НАПК не участвовал в разработке документа.
По словам Мангула, законопроектом президент "разрушил тезис своей же команды, что "нынешнее руководство НАПК завалило всю работу".
"Если бы это было действительно так, достаточно было бы просто поменять таблички с фамилиями на дверях кабинетов", – сказал он.
Мангул заявил, что законодательная инициатива главы государства "имеет свои преимущества".
"Законопроект дает НАПК полномочия и инструменты, которые мы просим у парламента последние три года. Например, в нашей системе контроля деклараций будет автоматический доступ ко всем 16 реестрам и базам данных; сейчас у нас доступ только к 13-ти. Мы получим доступ к Наследственному реестру, Единому реестру доверенностей и Реестру актов гражданского состояния. Мы сможем получать информацию от нотариусов, что раньше было невозможно. Нам не нужно будет регистрировать нормативно-правовые акты НАПК в Минюсте. Больше чиновников попадет под контроль агентства – например, это будут руководители предприятий военно-промышленного комплекса или предприятий, которыми более чем наполовину владеют государство или местные общины", – сказал чиновник.
В то же время, по его словам, у проекта закона есть недостатки.
"Я ожидал от него большего. Например, НАПК не дали права быть стороной в судебном процессе и обжаловать решения судов первой инстанции. Прокуроров освободили от рассмотрения административных протоколов. Из процесса выпадает одна из сторон: будут только судья и ответчик со своим адвокатом", – заявил он.
Глава НАПК отметил, что если законопроект будет принят, чиновникам не нужно будет вносить в Единый реестр деклараций информацию о существенных изменениях имущественного положения.
"С этим я не согласен. Если чиновник получил доход или приобрел имущество, которое стоит более 50 прожиточных минимумов (сейчас прожиточный минимум для трудоспособных граждан составляет 2007 грн. – "ГОРДОН"), их нужно декларировать в реестре. Мы предлагали освободить от этого чиновников, только если они получили доход по основному месту работы, – тогда это будет фиксировать реестр налоговой службы", – сказал Мангул.
Он добавил, что согласно новому законопроекту, Кабмин сможет назначать и.о. председателя НАПК без конкурса.
"В таком случае он (и.о. главы. – "ГОРДОН") потеряет независимость. Глава НАПК станет руководителем государственной службы. Зачем тогда оставлять должность руководителя аппарата и его заместителя? Кроме того, главе агентства и его заместителям будут платить на порядок больше, чем уполномоченным лицам НАПК. Их зарплаты должны быть одного уровня – именно так это устроено в других антикоррупционных органах", – заявил он.
Законопроект президент Украины Владимир Зеленский внес в парламент 29 августа и определил его как неотложный. 11 сентября Верховная Рада приняла документ в первом чтении.
Проект закона, в частности, предполагает, что руководить деятельностью НАПК единолично будет глава, назначаемый и увольняемый Кабинетом Министров. Помимо этого, Зеленский предлагает изменить перечень должностных лиц, которые обязаны подавать электронные декларации.
Кабинет Министров создал Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции в марте 2015 года. Агентство среди прочего занимается анализом электронных деклараций о доходах государственных служащих. Введение электронного декларирования было одним из требований Европейского союза для реализации безвизового режима с Украиной.
Тогдашний глава представительства Европейского союза в Украине Хьюг Мингарелли заявил в январе 2018 года, что НАПК нужно перезапустить, так как оно не в состоянии выполнять возложенные на него функции.