$39.57 €42.85
menu closed
menu open
weather +10 Киев

Портников о польском законе об Институте нацпамяти: Украинская реакция должна быть связана прежде всего с пониманием истории. Своей и чужой

Портников о польском законе об Институте нацпамяти: Украинская реакция должна быть связана прежде всего с пониманием истории. Своей и чужой Портников: Каким же должен быть украинский ответ на польский закон? Как по мне, лучшая реакция – это оставаться демократическим государством
Фото: Vitaly Portnikov / Facebook

Кто хочет подменить историю "агитационным сборником своих достижений и приговором чужим поступкам", неизбежно проигрывает, отметил журналист Виталий Портников, комментируя поправки к польскому закону об Институте нацпамяти.

Реакцией Украины на поправки в польский закон об Институте нацпамяти должно быть соблюдение демократических норм. Об этом в колонке для "Радіо Свобода" написал украинский журналист и политический обозреватель Виталий Портников.

Он отметил, что после принятия поправок в украинских медиа начали появляться призывы к "адекватному ответу". Портников добавил, что об ответных мерах задумались и в израильском Кнессете.

"В этой стране тоже вызвал возмущение польский закон – причем куда больше, чем в Украине. Израильтяне традиционно пытаются реагировать на попытки переписать зловещую историю Холокоста, а в новом польском законе прослеживаются элементы такой ревизии. Так каким же должен быть украинский ответ на польский закон? Как по мне, лучшая реакция – это оставаться демократическим государством. Государством, которое не пытается положить историю в прокрустово ложе законодательных запретов", – написал журналист.

Портников отметил, что история – точная наука.

"Ее нельзя придумать и переписать. Человеческую память в демократическом обществе нельзя запретить. Это – судьба тоталитарных и авторитарных режимов. Именно благодаря такому насилию над памятью эти режимы добиваются успеха и долголетия", – говорится в колонке.

По словам журналиста, прошлое нельзя судить с точки зрения современности – никто не сможет объяснить поступки человека из прошлого знаниями и логикой 2018 года.

"И нельзя верить в черно-белую картину мира, в монохромность исторических персонажей. Один и тот же человек может одновременно совершать героические поступки и преступления. Это касается и армии, и военизированного формирования, и государства. При этом для соотечественников такого человека подвиг всегда может быть более важным фактом в его биографии, чем преступление. Соотечественники же его жертв или политические противники всегда будут с куда большим вниманием относиться к преступлению, а не подвигу. И никто никогда не сможет вычеркнуть из истории ни того, ни другого", – написал Портников.

По его словам, страны давно уже осудили "умиротворение агрессора" в 1938 году.

"Но для современников архитекторов этого умиротворения, Чемберлена и Даладье (экс-премьер Великобритании Невилл Чемберлен и французский политик Эдуард Даладье. – "ГОРДОН"), они были настоящими апостолами мира, пытающимися не допустить повторения страшной мировой войны. Уже через несколько лет такая тактика стала восприниматься как трагическая ошибка", - заявил журналист.

По его словам, в 2014 году те же люди и страны, которые осудили умиротворение немецкого диктатора Адольфа Гитлера в 1938 году, "занялись тем самым" относительно президента РФ Владимира Путина.

"Причем среди таких политиков оказались отнюдь не только руководители стран Запада, но и президент Чехии – той самой Чехии, которая и стала жертвой Мюнхена. Парадокс? Но история человечества и состоит из парадоксов. Тот, кто захочет отменить этот закон парадокса и подменить историю – свою или чужую – агитационным сборником своих достижений и приговором чужим поступкам, неизбежно проигрывает. Польские поправки – это прежде всего попытка такой подмены. Украинская реакция должна быть связана прежде всего с пониманием истории. Своей и чужой", – написал Портников.

26 января польский Сейм проголосовал за поправки к закону об Институте национальной памятиОни предусматривают уголовное наказание за публичные обвинения в адрес Польши в преступлениях, совершенных во время Холокоста, в пособничестве нацистской Германии, военных преступлениях или преступлениях против человечности. Запрещается использовать словосочетание "польский лагерь смерти" при описании концлагерей, существовавших на территории оккупированной Германией Польши.

Также закон устанавливает уголовную ответственность за отрицание участия украинских националистов и членов украинских организаций, сотрудничавших с германским Третьим рейхом, в преступлениях против поляков в 1925–1950 годах. 

Любой гражданин страны или иностранец, нарушивший эти нормы, будет приговорен к выплате штрафа или тюремному заключению сроком до трех лет. Исключение сделано для художественных произведений и научных дискуссий.

В ночь на 1 февраля законопроект одобрил польский Сенат, его отправили на подпись Дуде. До этого он обещал "тщательно проанализировать" документ.

Президент Украины Петр Порошенко отметил, что закон не соответствует стратегическому партнерству между Украиной и Польшей. Спикер Верховной Рады Андрей Парубий поручил комитету по иностранным делам подготовить ответ на инициативу.

Государственный департамент США призвал Варшаву пересмотреть документ. В МИД Израиля заявили, что закон "оспаривает историческую правду". В ОБСЕ посчитали, что он ограничивает свободу выражения взглядов.

Более 100 польских общественных деятелей выступили против поправок к закону об Институте нацпамяти.