В Генеральной прокуратуре Украины (ГПУ) журналистку Наталью Седлецкую спрашивали о ее конфиденциальных разговорах (off the record) с представителями Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ). Об этом она сообщила в Facebook 19 декабря.
"В этот замечательный морозный день несколько часов провела на допросе в Генеральной прокуратуре. Допрашивали меня как свидетеля – выясняли, была ли я на off the record в НАБУ и что там слышала. Пришлось начать разговор со следователем с того, что вообще означает такое понятие, как off the record: когда общение лица с журналистом происходит на условиях неразглашения источника информации и каких-либо фактических данных о ее получении", – написала Седлецкая.
Она отметила, что обязанность не выдавать источники прописаны не только в стандартах журналистики, но и в Уголовном процессуальном кодексе Украины.
"Я и мои коллеги много раз были на встречах "не под запись". Но это никогда не станет ни предметом публичного обсуждения, ни тем более – запротоколированными показаниями. Я могу и буду давать показания о моих опубликованных материалах, чтобы помогать официальному следствию. Но о том, с кем и когда у меня было общение в формате off the record, – нет", – заявила журналистка.
По ее словам, ее право не раскрывать источники информации защищено законом, "кого бы этого ни касалось". В том числе главы НАБУ Артема Сытника или генпрокурора Юрия Луценко.
"Мне жаль времени, потраченного как мной, так и старшим следователем по особо важным делам Главного следственного управления ГПУ Ижука Руслана, которому Луценко поручил эту бесполезную работу – таскать журналистов на допросы. Учитывая недопустимость допроса работника СМИ о его источнике, сегодняшнее следственное действие не имело никакого юридического содержания. Потому что журналисты, которые дорожат своим именем и последующей репутацией, даже под давлением не станут раскрывать своих источников", – написала она.
29 ноября Служба безопасности Украины задержала семь сотрудников Национального антикоррупционного бюро Украины, которые работали под прикрытием.
30 ноября Генпрокуратура сообщила одному из задержанных о подозрении в провокации и даче взятки первому заместителю председателя Государственной миграционной службы Украины Дине Пимаховой. 5 декабря о подозрении сообщили еще двум сотрудникам бюро.
1 декабря ГПУ опубликовала видео с фотографиями агентов НАБУ. Также показали их автомобили с незаретушированными номерными знаками.
В НАБУ заявили, что ГПУ и СБУ незаконно вмешались в спецоперацию, направленную на выявление участников организованной преступной группировки в Государственной миграционной службе, и назвали такие действия правоохранителей "диверсией". После инцидента бюро прекратило все операции под прикрытием.
3 декабря генпрокурор Юрий Луценко отметил, что "все так называемые агенты НАБУ" получили работу с нарушением украинского законодательства – без открытого конкурса.
10 декабря руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий заявил, что если конфликт между НАБУ и ГПУ не решится, будет война, "а жертвой станет вся страна".
13 декабря издание ТСН сообщило, что в ходе встречи послов G7 с директором НАБУ Артемом Сытником и руководителем САП Назаром Холодницким дипломаты призвали руководителей антикоррупционных ведомств работать "тише" и не вмешиваться в политику.