Аналитики напомнили, что 8 ноября Еврокомиссия рекомендовала Европейскому совету принять во время декабрьского саммита решение об открытии переговоров по вступлению с Украиной. Однако эта рекомендация, по оценке экспертов, оказалась условной.
По словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, Украина выполнила более 90% рекомендаций, выдвинутых ЕК вместе с предоставлением кандидатского статуса. Поэтому ЕК предлагает, чтобы переговорную рамку, без которой начать переговоры физически невозможно, Совет ЕС одобрил после завершения выполнения Украиной необходимых реформ. О готовности Украины ЕК предоставит отчет в марте 2024 года.
От Украины ожидают:
- увеличение штатной численности НАБУ;
- исключение из закона о предотвращении коррупции положений, ограничивающих полномочия НАПК по проверке активов, уже прошедших процесс проверки, и ограничение полномочий НАПК по проверке имущества, приобретенного декларантами до вступления на государственную службу;
- одобрение закона о лоббировании как части антиолигархического плана действий;
- принятие остальных рекомендаций Венецианской комиссии от июня 2023 года и октября 2023 года, связанных с Законом о национальных меньшинствах, а также учет рекомендаций Венецианской комиссии к законам о государственном языке, медиа и образовании.
Мнения украинских экспертов по поводу того, насколько оправданны упомянутые требования, разделились. Однако аналитики считают, что без полной сатисфакции Еврокомиссии, в частности, еврокомиссара по вопросам расширения венгра Оливера Варгеи, с которым, очевидно, связаны дополнительные рекомендации по правам нацменьшинств, начало переговоров проблематично.
"Украина – не единственная страна-кандидат, которая сталкивается с условным решением о начале переговоров о вступлении. С момента принятия политического решения до фактического начала переговоров о вступлении с Албанией и Македонией прошло почти два года. Для того чтобы такая судьба не ожидала Украину, нужно не только активизировать законодательную работу в Верховной Раде, но и дипломатическую работу с партнерами", – отмечают аналитики.
Аналогично и решение ЕК по Молдове – рекомендация открыть переговоры о вступлении с отсрочкой предоставления переговорной рамки до марта.
Аналитики отмечают, что решения относительно Украины и Молдовы, в общем-то, ожидали. Что оказалось неожиданным в этом пакете ЕК по расширению, так это рекомендация Совету ЕС предоставить статус кандидата Грузии при условии осуществления ряда шагов.
"Желание ЕК не подтолкнуть Грузию еще дальше в руки Москвы, а также лоббирование Венгрии, с которой на почве отношений с Москвой официальный Тбилиси сблизился в последнее время, сработали в пользу условного предоставления Грузии статуса кандидата. Кстати, венгерское лоббирование было на грани ультиматума – или решение по Украине совместно с решением по Грузии, или блокирование решения по Украине", – говорится в статье.
Однако те требования, выполнение которых ЕК ожидает от Грузии, настолько серьезны, что будут означать реальный разворот ее внешней и внутренней политики в сторону ЕС и европейских ценностей, подчеркивают аналитики.
Еще один конфликтный в течение десятков лет и когда-то откровенно пророссийский постсоветский регион – Южный Кавказ – постепенно приближается к миру посредством США на основе принципов международного права.
7 ноября министры иностранных дел Армении и Азербайджана Арарат Мирзоян и Джейхун Байрамов провели переговоры в Вашингтоне с участием государственного секретаря США Энтони Блинкена. По ее итогам МИД Армении и Азербайджана выпустили практически идентичные сообщения, в которых говорилось, что Мирзоян и Байрамов "обменялись мнениями об элементах потенциального мирного договора и констатировали, что есть ряд проблем, которые еще нуждаются в решении".
По словам экспертов, перетягивание Вашингтоном роли главного посредника позволяет надеяться, что мир на Южном Кавказе наконец-то будет достигнут, причем на основе отказа от особой роли России в этом регионе.