Гержан напомнил, что в результате операции по задержанию Цемаха погиб его сослуживец Александр Колодяжный, а сам он получил тяжелое ранение (разведчику ампутировали ногу).
“Я возмутился, ну как это так?! Такая цена была выплачена за доставку этого Цемаха, огромная работа сделана, а теперь эту нечисть отпускают? […] Ни 10, ни 100 Цемахов не стоят жизни Саши [Колодяжного]. Я готов хоть тысячу положить за него“, – сказал Гержан.
Однако, заявил военнослужащий, позже он изменил отношение к обмену.
“Я не знаю, насколько это было правильно (выдавать Цемаха России. – “ГОРДОН“), но государство должно заботиться о своих гражданах. Жизни украинцев, некоторые из которых годами сидели в российской тюрьме, важны. Я видел, как они [освобожденные украинские политзаключенные] спускаются по трапу самолета, видел, как на взлетной полосе плакали родственники. Я был на войне и понимаю, как это важно иметь возможность обнять своих мужей, родителей, которых, возможно, уже и не ожидали увидеть“, – заявил он.
Украинские спецслужбы задержали Цемаха в конце июня в оккупированном Снежном, 4 июля суд в Киеве взял его под стражу, а 5 сентября освободил под личное обязательство. Тогда же стало известно, что в результате операции в Снежном погиб украинский разведчик Александр Колодяжный.
В расследовательской группе Bellingcat утверждали, что Цемах являлся очевидцем событий, связанных с крушением малайзийского Boeing. Тогда погибли все 298 человек, которые находились на борту, большая часть погибших была гражданами Нидерландов. По данным Bellingcat, будучи лично непричастным к запуску ракеты, Цемах, вероятно, прятал зенитно-ракетный комплекс “Бук“, из которого сбили MH17, и общался с членами его экипажа.
7 сентября между Украиной и РФ состоялся обмен удерживаемыми лицами в формате “35 на 35”. Гражданин Украины Цемах был среди тех, кто отправился в Россию.
12 сентября стало известно, что Цемах вернулся на оккупированную территорию.