"Вражеская риторика тех времен и до 2013–2014 годов строилась по двум линиям. Первая линия – это нарратив, который продвигали россияне еще во времена президентства Кучмы и Ющенко – "российский Крым и базы НАТО". Вторая линия – это церковь. Московский патриархат медийно поддерживался как главный в Украине. С 2014 года, когда украинцам стало понятно, что Московский патриархат – это в большей степени предатели, люди, работающие на Россию, ответственные за оправдание этой агрессии, то россияне начали эту линию выводить на международный трек", – сказал он.
Коваленко отметил, что сейчас РФ работает против Украины на международном инфополе США, стран Запада, насаждая мнение, что в Украине происходят преследования по вероисповеданию и преследования церкви.
"Когда в 2024 году решался вопрос предоставления помощи Украине, именно церковная тема была основной. Россияне пытались "сбить помощь", используя эту тему. Те, кто поддерживает Украину, доносили правду, что на самом деле именно Россия разрушает храмы, в том числе Московского патриархата, и делает то, против чего, собственно, выступают христиане США и всего мира", – отметил Коваленко.
Контекст
Страна-агрессор РФ развязала войну против Украины в 2014 году, когда оккупировала Крым и части Донецкой и Луганской областей. 24 февраля 2022 года Россия начала полномасштабное вторжение в Украину с северного, восточного и южного направлений. Весной того же года украинская армия деоккупировала север страны, осенью – часть Харьковской и Херсонской областей, в том числе Херсон.
В августе 2024 года Верховная Рада приняла закон, который предусматривает запрещение деятельности в Украине церквей, связанных со страной-агрессором Россией.
В документе, который президент Украины Владимир Зеленский называл "законом о духовной независимости", прямо не упоминается Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП). Однако авторы законопроекта объясняли, что закон запрещает деятельность в Украине РПЦ "как части режима государства-агрессора" и запрещает связь с РПЦ украинских религиозных организаций.
При этом УПЦ МП утверждает, что разорвала связи с Москвой давно. В мае 2022 года, через три месяца после начала полномасштабного вторжения, синод УПЦ "рассмотрел вопросы церковной жизни, возникшие в результате военной агрессии РФ против Украины", и внес изменения в устав церкви, которые, по мнению синода, "свидетельствуют о полной самостоятельности и независимости УПЦ".