В последние годы Украина получала с оккупированных территорий уголь, добытый зарегистрированными в Киеве предприятиями, тогда как в 2014 году антрацит с Донбасса поставлялся на украинские государственные ТЭЦ как российский. Так депутат Верховной Рады от "Народного фронта" Татьяна Черновол пояснила в Facebook, почему два года назад она была сторонницей "угольной блокады", а сейчас решительно выступает против нее.
"Хочу напомнить "патриотам", что именно я вкладывала безумно много усилий в борьбу с большой контрабандой на линии разграничения. Это я добилась приостановки экспорта через территорию Украины угля из шахты "Ждановская", принадлежащей "ДНР", было возбуждено уголовное дело. Это моими усилиями был уволен Юрий Артюхов, заместитель главы СБУ, за это отвечавший. Гришина-Семенченко (Семена Семенченко) тогда и близко рядом не было", – написала нардеп.
Как утверждает Черновол, Россия манипулирует активистами, остановившими поставки угля, задача Кремля – нанести ущерб украинской экономике.
"Тогда Москва пыталась откусить энергетику, а сейчас отхватила большой кусок экономики и финансов. Потому что нынешняя блокада – это не только блокада антрацита для ТЭЦ, это остановка крупных заводов", – утверждает она.
Ситуация с поставками с угледобывающих предприятий из оккупированных районов кардинально изменилась по сравнению с зимой 2014–2015 годов, заявила депутат.
"Благодаря в том числе моим усилиям и скандалам в этой сфере был наведен какой-никакой порядок, фактически ставший победой Украины в гибридной войне. А именно: предприятия на оккупированной территории были перерегистрированы в Украине, налоги пошли в украинский бюджет – 16 млрд грн за прошлый год. Сырье пошло в Украину, мы стали забирать богатства наших недр на оккупированной территории. Зарплаты работникам тамошних заводов стали начисляться на карточки, которые они отоваривали на территории, подконтрольной Украине", – перечисляет она.
Она согласна с теми, кто считает, что для нужд государственной Трипольской ТЭС нужно приобретать уголь из ЮАР, чтобы, диверсифицируя источники сырья, избежать зависимости от шантажа террористов.
"Сохранять контроль над шахтами и заводами на оккупированной территории трудно, это победы на грани фола, высокий экономический риск. Это высший пилотаж гибридной войны. Однако пока мы можем, мы должны бороться, качать оттуда свои ресурсы – уголь, металл, удерживать контроль над предприятиями, наполнять госбюджет, за их счет вооружать армию. И мне странно, как такие простые вещи кто-то может не понимать", – резюмировала Черновол.
6 марта Черновол приехала на один из блокпостов товарной блокады Донбасса и стала уговаривать прекратить ее. В ответ участники акции начали ее оскорблять и бросать в нее яйцами.
7 марта в комментарии изданию "ГОРДОН" Черновол назвала нардепов Семена Семенченко и Владимира Парасюка, являющихся активными участниками блокады, "придурками" и заявила, что они финансируются президентом РФ Владимиром Путиным. Семенченко в ответ сказал, что относительно слов Черновол "заключение должны дать специалисты другого профиля".
8 марта бывший боец АТО Маси Найем напомнил, что в декабре 2014 года Черновол выступала против торговли углем с оккупированных территорий и утверждала, что закупка угля у РФ – это государственная измена.