"Мне сейчас задают много вопросов, что происходит на границе с Украиной, где много сосредоточено войск. Будет война, не будет войны? Конечно, не хотелось бы мне давать прогнозы и обнадеживать, но у меня ощущение, что это просто шантаж – шантаж Запада и такое принуждение к переговорам. Потому что если [президент РФ Владимир] Путин хотел бы начать войну, он ее бы без предупреждения начал. А здесь смотрите: журналистов даже допустили туда поснимать. Для чего это делается? Для демонстрации силы, для запугивания Украины, для того, чтобы попытаться оказать давление на руководство США, Европейского союза, чтобы они не вводили там какие-то санкции", – сказал он.
Ведущая спросила, чего Путин может хотеть от президента США Джо Байдена.
"Ну, чтобы он не вводил новые санкции как минимум. Мне кажется, больше невозможно ничего добиться. Это единственная, мне кажется, цель – вернуться за стол переговоров и сделать так, чтобы санкции были какие-то не очень значительные. Вот и все", – сказал политик.
Видео: Алеся Бацман / YouTube
Контекст
Сразу после аннексии Крыма в 2014 году Россия начала вооруженную агрессию на востоке Украины. Боевые действия ведутся между Вооруженными силами Украины с одной стороны и российской армией и поддерживаемыми Россией боевиками, которые контролируют часть Донецкой и Луганской областей, с другой. Официально РФ не признает своего вторжения в Украину, несмотря на предъявляемые Украиной факты и доказательства. По данным ООН, за время конфликта погибло около 13 тыс. человек.
После аннексии Крыма и начала агрессии на Донбассе в 2014 году США, страны Евросоюза и ряд других государств ввели санкции против России. Санкционные пакеты неоднократно расширялись и продлевались.
22 июля 2020 года трехсторонняя контактная группа согласовала режим полного и всеобъемлющего прекращения огня на Донбассе с полуночи 27 июля. Украинская сторона регулярно заявляет о случаях нарушения боевиками режима прекращения огня.
В начале 2021 года ситуация на Донбассе обострилась. Штаб операции Объединенных сил неоднократно сообщал, что противник ведет снайперский огонь. 1 апреля в Офисе президента Украины сообщили, что с начала 2021 года российско-оккупационные войска на Донбассе нарушили режим прекращения огня более 570 раз.
В конце марта СМИ и очевидцы начали публиковать видеодоказательства, что Россия активно перебрасывает военную технику в Крым через Керченский мост и стягивает войска к границе с Украиной.
30 марта главнокомандующий ВСУ Руслан Хомчак подтвердил, что РФ наращивает войска вблизи границы с Украиной и в оккупированном Крыму, что "создает угрозу военной безопасности государства". Украинская разведка заявила, что Россия хочет расширить военное присутствие на подконтрольной боевикам "ДНР" и "ЛНР" территории путем введения регулярных подразделений вооруженных сил РФ, и не исключила попытку продвижения российских войск вглубь территории Украины.
РФ стянула к границе с Украиной не менее 89 тыс. военных, к 20 апреля их численность увеличится до 110 тыс., говорил 14 апреля начальник Главного управления разведки Министерства обороны Украины Кирилл Буданов.
Численность российских войск на границе с Украиной и в оккупированном РФ Крыму достигла 150 тыс., заявил верховный представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и политики безопасности Жозеп Боррель 19 апреля, позже цифру скорректировали до 100 тыс.
Власти РФ на фоне обострения ситуации объявили о контрольной проверке войск. Министр обороны РФ Сергей Шойгу 13 апреля сказал, что Россия за три недели перебросила к "западным рубежам" две армии и три соединения воздушно-десантных войск, все они задействованы в учениях, которые завершатся в течение 14 дней.
19 апреля главы МИД стран ЕС провели видеоконференцию, одной из тем которой была ситуация в Украине. Также состоялся неформальный обмен мнениями с министром иностранных дел Украины Дмитрием Кулебой. Украинский министр предложил ЕС пошаговый план действий для сдерживания Москвы, который предполагает разработку нового пакета секторальных санкций и его введение в случае эскалации ситуации. По словам главы украинской дипломатии, персональных санкций уже недостаточно.