Постоянный представитель Украины в ООН Владимир Ельченко заявил в интервью изданию "Европейская правда", что изначально не испытывал оптимизма касательно переговоров с РФ о миротворческой миссии на Донбассе.
"Прогресс намечался, и был определенный оптимизм еще в начале сентября, после того как этим вопросом начал заниматься только что назначенный спецпредставитель США Курт Волкер. Он провел несколько встреч с Владиславом Сурковым и стали появляться поводы для оптимизма. Но если честно, то у меня изначально этого оптимизма не было..." – отметил Ельченко.
Он пояснил свою позицию несколькими годами работы в РФ.
"Просто я проработал почти четыре года в Москве и несколько раз имел дело с господином Сурковым. Этот опыт давал мне основания не считать, что начало обсуждений о миротворцах дает повод для оптимизма. Я в это не верил, так оно и произошло. После трех-четырех встреч американская сторона убедилась, что Россия отвергает все условия, важные не только для Украины и США, но и для партнеров по нормандскому формату и членов Совета Безопасности ООН", – рассказал дипломат.
По его словам, Совбез ООН уже готов был начать работу над мандатом миротворческой операции, но Россия отвергла почти все основные положения, вернувшись к "своей идее о странной операции, где миротворцы ООН охраняли бы наблюдателей ОБСЕ".
"И Лавров (министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. – "ГОРДОН"), и другие руководители России повторяют, как мантру: "Мы готовы пойти на то, чтобы миссия ООН охраняла ОБСЕ". Хотя ни в ОБСЕ, ни в ООН никто не может понять, что это даст. По меньшей мере, миротворцы должны стоять на государственной границе между Украиной и Россией! Поэтому мне кажется, что в ближайшее время подвижек в этом вопросе не будет", – отметил постпред.
Позицию России в вопросе введения миротворцев на Донбасс Ельченко назвал игрой.
"Россия изначально не хотела миротворческой операции ООН на территории Донбасса. Им нужно или сохранение ситуации, которая есть сейчас, или так называемая миротворческая операция на российских условиях, которая заморозила бы этот конфликт на десятилетия. Ведь мы получили бы такую миротворческую операцию, с которой потом не знали бы, что делать и как ее оттуда вывести", – заключил дипломат.
5 сентября 2017 года президент РФ Владимир Путин заявил, что наличие миротворцев ООН пошло бы на пользу разрешению конфликта на востоке Украины. Он высказался за то, чтобы миротворческие войска размещались на линии соприкосновения сторон и "ни на каких других территориях".
11 сентября в разговоре с канцлером Германии Ангелой Меркель Путин допустил, что вооруженная миссия ООН может находиться в районе конфликта на Донбассе не только на линии соприкосновения. По его мнению, она должна охранять специальную мониторинговую миссию ОБСЕ. Однако 22 сентября спикер МИД РФ Мария Захарова сказала, что Россия согласна на размещение миротворческой миссии ООН только на линии соприкосновения, а не на всей территории Донбасса.
Президент Украины Петр Порошенко на встрече с генсеком ООН Антониу Гутерришем 21 сентября заявил, что только миссия "со всеобъемлющим мандатом" может способствовать восстановлению мира на Донбассе.
28 октября спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер назвал критически важной передачу украинско-российской границы в зоне АТО под контроль миротворцев.
31 октября министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что миротворцы ООН, о которых говорил Волкер, станут "оккупационными силами".
3 января в Киеве министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль подчеркнул, что миротворческая миссия ООН должна находиться на всей оккупированной территории Донбасса, а не только на линии столкновения.