С юридической точки зрения, вооруженный конфликт на востоке Украины уже давно нельзя назвать антитеррористической операцией. Об этом изданию "ГОРДОН" сказал украинский волонтер Юрий Касьянов, комментируя заявление секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Александра Турчинова о том, что военные действия на Донбассе переросли формат АТО.
"АТО уже давно у нас не проводится. Юридически боевые действия на Донбассе давно не являются антитеррористической операцией. По факту операцией управляет Генштаб ВСУ, а по закону этим должна заниматься СБУ. АТО закончилась тогда, когда Россия начала обстреливать наши войска со своей территории, ввела свою армию на украинскую землю и принялась снабжать боевиков тяжелым вооружением. Вот тогда у нас началась война. Думаю, Турчинов сейчас озвучивает мысли власти, которая ищет некий новый формат. То есть граждан Украины пытаются подготовить к каким-то изменениям. Внести правки в Конституцию им не удалось. Возможно, "особый статус" Донбасса теперь хотят закрепить в каком-то отдельном законе. Причем его формулировка будет очень завуалированная", – подчеркнул волонтер.
Он акцентировал внимание на том, что украинские власти официально не называют захваченные пророссийскими боевиками территории Донбасса оккупированными.
"Власти не называют захваченные территории оккупированными, они говорят об "отдельных районах Донецкой и Луганской областей". Это делается для того, чтобы Украина продолжала содержать их за свой счет, а сепаратисты продолжали безбедно жить. За это, возможно, Киеву обещают какие-то преференции. Причем делает это даже не Россия, а Запад, чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию на Донбассе. Я думаю, это еще один элемент предательства нашей власти. Ведь частично приглушить конфликт нельзя – через время он вспыхнет с новой силой и может охватить гораздо больше территорий, в том числе и в других областях страны", – отметил Касьянов.
По его мнению, заявление Турчинова носит пропагандистский характер.
"Думаю, подобные заявления – это составляющие одной пропагандистской кампании, подготавливающей общественное мнение к мысли, что в итоге мы получим новое Приднестровье. Руководство страны совершенно не хочет воевать. За последние два года они вбили в головы украинцев месседж, что война – это зло. Так-то оно так, но мы ведем справедливую освободительную войну и не можем ее прекратить, ведь наш противник останавливаться не собирается. Он просто сделает передышку и продолжит раскачивать ситуацию в других областях Украины", – заявил волонтер.
Он считает, что Украине не нужно принимать закон об оккупированных территориях.
"К сожалению, наше общество сильно демилитаризовано. Уровень патриотизма, когда люди с оружием в руках готовы защищать свою страну, сильно упал. На самом деле нам закон об оккупированных территориях не нужен. Прежде всего необходимо открыть Конституцию и прочитать, что каждый гражданин должен приложить максимум усилий для защиты суверенитета и территориальной целостности Украины, а также свободы своих семей", – резюмировал Касьянов.
Вооруженный конфликт на востоке Украины продолжается с апреля 2014 года. Боевые действия ведутся между Вооруженными силами Украины и пророссийскими боевиками, которые контролируют часть Донецкой и Луганской областей.
13 апреля 2014 года в Донецкой области началась АТО. Соответствующее решение принял Совет национальной безопасности и обороны. Операция была объявлена Александром Турчиновым, который исполнял обязанности главы государства. Турчинов тогда пояснил, что АТО необходима, чтобы остановить разгул терроризма, организованного российскими спецслужбами в восточных регионах Украины.
Минские соглашения, регламентирующие разрешение конфликта на Донбассе, были подписаны в феврале 2015 года. Они предполагают прекращение огня, отвод тяжелой техники от линии соприкосновения, освобождение всех заложников, а также восстановление Украиной полного контроля над государственной границей в Донецкой и Луганской областях.