Причины отсутствия Владимира Путина на публике могут быть самые разные – от проблем со здоровьем до желания проверить свое окружение. И если президент России действительно настолько ослаб, что уйдет с поста, в его окружении развернется борьба за власть, схожая с той, которая произошла после смерти Сталина. О том, насколько такой вариант возможен и что это будет значить для России, рассказал политолог Владимир Фесенко.
Он не может выглядеть больным, недостаточно дееспособным. Он стал рабом своего образа
Нынешняя российская власть крайне закрыта. Думаю, что ответ на вопрос "Что с Путиным и почему он выпал из публичного пространства?" мы будем знать только лишь через какое-то время. Какие версии могут быть сегодня?
Версия №1, самая простая и наиболее логичная, связана с состоянием его здоровья. Одно из российских изданий написало, что у Путина ишемический инсульт, даже микроинсульт. В таком случае требуется время для того, чтобы вернуть российскому вождю работоспособное состояние. Путин сам себя загнал в имиджевую ловушку. Он не может появиться на публике в разбитом состоянии. Он не может выглядеть больным, недостаточно дееспособным. Он, наоборот, должен выглядеть настоящим мачо – уверенным, сильным. Он стал рабом своего образа. Поэтому, если даже возникли какие-то более-менее серьезные проблемы со здоровьем, требуется время, чтобы вернуть Путину более-менее приличную физическую форму, чтобы он опять в этой форме мог появиться на публике. Если более серьезные проблемы, то требуется, конечно, время на физическое восстановление.
Российские самодержцы периодически уходили в закрытый режим, чтобы посмотреть, как будет на это реагировать окружение
Как один из вариантов, связанных со здоровьем, это то, что Путин любит время от времени применять процедуры омолаживания. Может быть, и сейчас что-то подобное произошло и на это тоже требуется время. Насколько я знаю по опыту некоторых украинских политиков, иногда они любят проходить курсы физиологического и психологического восстановления в закрытом режиме. Это тоже как минимум означает, что на несколько дней нужно выпасть вообще из публичного образа жизни. Я думаю, что те или иные версии, связанные со здоровьем, наиболее вероятны.
Конечно, существует крайняя вероятность, что если проблемы со здоровьем очень серьезны, то это может привести к фатальному исходу. Какое-то время окружение может скрывать это для того, чтобы решить проблемы с преемником и с тем, как быть дальше. Я такой вариант не исключаю, хотя версии восстановления и серьезных, но не смертельных, проблем со здоровьем, – это наиболее вероятные варианты.
Выскажу еще одну версию. В России его называют царем. Хотя некоторые российские коллеги, когда я говорил о царизме как элементе российской политической культуры, меня всегда критиковали, но самодержавие в России есть, просто в более современных формах. Почему я об этом упоминаю? Дело в том, что и российские некоторые самодержцы, и восточные деспоты периодически использовали такую своеобразную схему: на время уйти в закрытый режим и посмотреть, как будет на это реагировать окружение. Это такая "проверка на вшивость". Это, конечно, версия несколько конспирологическая, но все бывает, от Путина можно ожидать чего угодно. Если он играет со всем миром в очень странные игры, он может поиграть и с собственным окружением.
Многие источники говорят о том, что сейчас в окружении Путина практически полностью доминирует "партия войны"
На самом деле здесь возможны самые разные варианты. Все зависит от того, кто станет преемником и какая модель политического развития будет избрана новым российским руководством. Некоторые называют Путина самодержцем или сравнивают его со Сталиным, а путинизм – со своеобразным неосталинизмом, только в современной форме.
Смерть Сталина привела к тому, что какое-то время было коллективное руководство, и формально лидером стал не самый сильный политик в окружении. В путинском окружении на данный момент такой человек – это премьер-министр Дмитрий Медведев. Но он склонен к тому, чтобы, скорее всего, с Западом договориться. Он психологически и политически скорее стремился во время своего президентства к более-менее либеральному правлению.
Такой вариант тоже не исключен, это, возможно, оптимальный вариант выхода из сегодняшнего кризиса. Но боюсь, что ситуация может развиваться несколько иначе. Многие российские источники говорят о том, что сейчас в окружении Путина практически полностью доминирует "партия войны" или даже жестче – "партия крови". Силовики не склонны к либерализму. Если даже формально руководителем станет Медведев, его могут поставить в очень жесткие рамки, и он будет вынужден играть по правилам силовиков. Другой вариант – кто-то из силовиков становится первым лицом. Там явного фаворита нет и это может привести к определенной борьбе за власть внутри российского руководства, пока кто-то не победит и не станет главным. И, наконец, третий вариант, которого тоже исключать нельзя, хотя явных предпосылок нет. Если не удастся определить явного и очевидного преемника, начнется борьба за власть в российском руководстве.
Кризис в России не назрел настолько, чтоб она начала рушиться
Российская политическая и административная система зациклена на первом лице. В прошлом году замглавы администрации президента России Володин сказал: "Путин – наше все! Путин – это Россия!" А если не будет Путина, возникает тогда вопрос, будет ли Россия после Путина. На мой взгляд, такой вариант менее вероятен. Кризис в России не назрел настолько, чтоб она начала рушиться. Но учитывая зацикленность России на лидере, с уходом первого лица система может дать трещины. Насколько глубокие – покажет только практика.