Ключевым источником финансирования кинематографа в России в последнее время является государство. Об этом в интервью "Медузе" заявил основатель украинского телеканала "1+1", известный продюсер, киевлянин, длительное время живущий в России, Александр Роднянский.
Он отметил, что раньше в РФ были частные инвесторы, телеканалы. А теперь собственными силами можно снять только совсем маленькую картину.
"Банки сейчас не дают денег. Либо же дают, но под невероятные проценты. В нынешних обстоятельствах кредитные деньги безумно дорогие, что для длительного процесса кинопроизводства смертельно опасно", – рассказал продюсер.
При этом он отметил, что у выдающие финансирование государственные чиновники в первую очередь ориентируются на то, чтобы фильм окупил затраты.
"Первая логика: "Давайте, ребята, делайте кино, которое в состоянии победить американское". Если же коммерческая логика не срабатывает, вступает вторая: что сейчас нужно для родины, по мнению тех людей, которые в данный момент за деньги отвечают", – продолжил Роднянский.
При этом он подчеркнул, что массовый российский зритель также придерживается подобной логики.
"Люди ведь действительно не хотят смотреть проблемное кино, они ждут от кинематографа комфортного подтверждения собственного превосходства, величия народа, представителями которого они, собственно, и являются. И любой разговор о проблемах, внутренних и социальных, вызывает у них безумное раздражение, потому что он подрывает их и так хрупкую веру в собственную правоту во всем", – заявил Роднянский.
При этом продюсер отметил, что такого, как сейчас, с обществом не было никогда.
"И в сложные советские времена появлялись кинофильмы, сделанные естественно за государственные деньги, и да – подвергавшиеся давлению и обструкции, но, как правило, они выходили в ограниченный прокат, тем самым вызывая резонансные общественные дискуссии", – подытожил он.
Фильм режиссера Андрея Звягинцева "Левиафан" (2014), получивший "Золотой глобус" и номинированный в прошлом году на "Оскар", стал самой успешной картиной в карьере Роднянского как продюсера. Фильм считается киноинтерпретацией истории библейского персонажа Иова, поданной в условиях современной России. Газета The New York Times назвала его "сокрушительной критикой путинской России".
Выход фильма в РФ сопровождался скандалами. Министр культуры Владимир Мединский некоторое время отказывался выдавать прокатное удостоверение картине и заявлял, что кино Звягинцева "не пострадает от того, что из него вырежут мат". В итоге фильм пустили в прокат, но запретили демонстрировать в кинотеатрах Мурманской области. Местные власти сочли, что кино оскорбительно для жителей региона, так как представляет их в негативном свете.