$39.67 €42.52
menu closed
menu open
weather +13 Киев

Bellingcat: Имеются однозначные доказательства ответственности Сирии за химатаки и фабрикации альтернативных версий РФ

Bellingcat: Имеются однозначные доказательства ответственности Сирии за химатаки и фабрикации альтернативных версий РФ Bellingcat: В анализе присутствует несколько "веществ-маркеров", что также указывает на причастность сирийских властей к атаке в Хан-Шейхуне
Фото: bellingcat.com

Международная группа Bellingcat отметила, что представленный Совбезу ООН отчет о применении зарина в Сирии однозначно указывает на вину сирийских властей и прикрывающей действия Башара Асада российской власти.

Россия ветировала продление мандата Совместного механизма расследований (СМР) ООН в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций, поскольку новый отчет СМР о химических атаках в Сирии показывает, что имеются однозначные доказательства об ответственности Сирии за применение зарина в Хан-Шейхуне, а альтернативные версии, представленные сирийскими и российскими властями, были сфабрикованы. Об этом написала международная группа Bellingcat.

"В 39-тистраничном отчете подробно рассматриваются две химические атаки: применения зарина в Хан-Шейхуне 4 апреля и применение боевиками ИГИЛ иприта в населенном пункте Умм-Хош в сентябре 2016 года. После того как доклады миссии по установлению фактов подтвердили применение в ходе этих инцидентов химического оружия, задачей СМР стало установление ответственных за эти атаки", – заявили расследователи.

Они отметили, что СМР подробно изложил механизм расследования. А для определения ответственных за атаку установил обстоятельства применения химического оружия по каждому инциденту.

По инциденту в Хан-Шейхуне СМР изучил восемь сценариев, а затем детально расследовал версию доставки зарина авиабомбой и распространения отравляющего вещества в результате подрыва самодельного взрывного устройства на земле.

"Также проводилось расследование третьего сценария – выброса химических веществ в результате бомбардировки зданий в Хан-Шейхуне, различные варианты которого предлагались... в первоначальных заявлениях Сирии и России", – пишут расследователи.

В СМР отметили, что был хорошо задокументирован момент авиаудара по медицинскому пункту, в котором оказывалась помощь пострадавшим от химатаки, и никаких признаков склада химического оружия там не наблюдалось. Взятые на месте, где якобы находился склад, пробы зарина также не показали наличия следов ядовитого вещества или продуктов его разложения.

Альтернативная версия о подрыве снаряда с зарином на земле, которую активно продвигали сирийские власти и Россия, также названа маловероятной.

"Остался лишь сценарий авиаудара сирийских ВВС по Хан-Шейхуну с применением зарина. СМР приводит различные свидетельства, подтверждающие такой сценарий. Большая их часть соответствует ранее проведенным расследованиям открытых источников, сообщениям с места событий и работе миссии по установлению фактов", – пишет Bellingcat.

Эксперты группы отметили, что наибольшего внимания заслуживает химический анализ образцов из Хан-Шейхуна.

"В отчете указано, что сирийский зарин производится бинарным способом посредством реакции метилфосфонилдифторида (DF) c изопропиловым спиртом (iPrOH) в присутствии гексамина. Ден Касзета с 2013 года высказывал теории о роли гексамина в производстве сирийского зарина. Присутствие этого вещества в местах применения зарина указывает на причастность сирийских властей к химическим атакам. В анализе СМР указано несколько "веществ-маркеров", связанных с применением DF, что также указывает на причастность сирийских властей к атаке в Хан-Шейхуне", – подчеркнули в Bellingcat.

Эксперты добавили, что предварительное изучение отчетов о предыдущих инцидентах с распространением зарина в Сирийской Арабской Республике показало, что наличие в образцах окружающей среды некоторых веществ-маркеров требует дополнительного исследования. С этим может быть связано ветирование Россией в Совбезе ООН дальнейшего расследования этих инцидентов, подытожили в международной группе расследователей.

24 октября Россия использовала право вето в ходе голосовании в Совбезе ООН о продлении мандата миссии по расследованию химических атак в Сирии. В ходе голосования ее поддержала Боливия, представитель Китая воздержался. 

В сентябре независимая международная комиссия по расследованию событий в Сирии обнародовала доклад, в котором говорилось, что войска президента Сирии Башара Асада в этом году не менее четырех раз применяли химическое оружие.

"Самым серьезным инцидентом" эксперты назвали химическую атаку в Хан-Шейхуне  в провинции Идлиб в апреле, когда погибло не менее 83 человек, в том числе 28 детей и 23 женщины. Комиссия напомнила, что Организация по запрещению химического оружия установила, что в Идлибе был применен зарин или его аналог.

С 2011 года комиссией задокументировано 33 случая использования химического оружия, 22 из них – войсками президента Асада.