По его словам, миссия началась 16 августа – на следующий день после того, как талибы вошли в Кабул. В рамках операции забрать получилось не всех, и сейчас военные прорабатывают еще несколько сценариев эвакуации оставшихся людей.
Олег отмечает, что когда они прибыли в аэропорт, тот был разделен на две части взлетной полосой. Северную контролировали коалиционные силы, другую часть – талибы.
"Кстати, россияне заявляют, что они вывезли из Кабула 500 человек, в том числе украинцев. Их самолеты мы видели – они стояли как раз на стороне талибов, а вот погрузку не зафиксировали. Предполагаю, что ее либо не было, либо речь о небольшом количестве людей", – говорит украинец.
По словам Олега, их основной задачей была эвакуация людей согласно спискам, которые передало Министерство иностранных дел. В приоритете были граждане Украины и члены их семей. Дальше – те, у кого есть разрешение на постоянное или временное проживание в Украине, и члены их семей.
Военные в социальных сетях создавали координационные группы и говорили людям, в какие точки они должны добраться для эвакуации. Граждане должны были добраться до ворот в аэропорту, однако часто это было невозможно сделать – люди попадали в пробку или упирались в толпу и не могли заехать. В таких случаях военные проводили пешие операции – выходили за пределы аэропорта и сопровождали граждан пешком. Потом решили, что лучше собирать людей в автобусы и пытаться завозить через ворота, которые контролировали американцы.
"Нужно понимать, что в Кабуле – анархия и хаос. Законы не работают. Если гражданин Афганистана убьет своего соотечественника, никто не заметит и не понесет ответственность. Если ты вышел в город без оружия, есть вероятность, что назад в аэропорт уже не вернешься", – говорит Олег.
Украинские военные помогли в эвакуации 12 украинцев, которые по контракту подрядчика ООН находились на одной из военных баз Кабула и не могли оттуда выйти.
"Они рассказывали, что не могут выйти с базы, которую охраняли, потому что вокруг просто зомбиленд: с тебя сразу все начинают срывать, отбирают сумки. Во время каждого своего выхода мы всем своим видом показывали, что должны вывести людей и сделаем это любой ценой", – добавил спецназовец.
Каждый день украинские военные делали по три-четыре вылазки в город, чтобы собрать людей. Их выводили группами от 15 человек, но иногда вылазки были безрезультатными. Люди не могли себя обозначить, а оставаться в городе долго было опасно, нужно было возвращаться в аэропорт.
Также Олег рассказал о миссии по эвакуации 12 канадских переводчиков. По его словам, на момент, когда военные их выводили, канадского контингента в аэропорту уже не было.
"У нас были списки, были контактные лица, с которыми надо было связаться. Это была одна из нескольких задач, мы работали, как конвейер, – забираем тех, потом тех, а потом еще этих. Мы все равно выходили в места, где были автобусы с этими гражданами, поэтому у нас была возможность их привести. Мы находились по периметру автобусов и смотрели, нет ли несанкционированного доступа в автобус, никто ли не пытается туда залезть, бросить в них что-то", – говорит он.
Всего украинские военные эвакуировали около 700 человек, среди них были украинцы, канадцы, граждане других стран, в том числе журналисты, переводчики, сотрудники неправительственных организаций.