$39.78 €42.31
menu closed
menu open
weather +14 Киев

Эйдман: Если манипуляции не помогают, Кремль прибегает к открытому насилию. В этом главная опасность гибридной войны

Эйдман: Если манипуляции не помогают, Кремль прибегает к открытому насилию. В этом главная опасность гибридной войны Игорь Эйдман: Все последние годы Путин ведет гибридную войну против Запада
Фото: Игорь Эйдман / Facebook

Президент России Владимир Путин ведет против Запада гибридную войну нового типа, считает российский социолог и политолог Игорь Эйдман.

Все последние годы президент России Владимир Путин ведет против Запада гибридную войну нового типа, в которой сочетаются методы военного, информационного и политического давления. Такое мнение высказал социолог и политолог Игорь Эйдман в комментарии сайту Kasparov.ru.

"Военная составляющая пока концентрируется в нескольких горячих точках, прежде всего в Украине и Сирии. Своих основных, западных противников в этой тайной войне путинские власти пытаются обезоружить с помощью манипуляции общественным мнением и подкупа элит", – рассказал он.

Политолог отметил, что западных политиков подкупают через официальное трудоустройство в близких российской власти бизнес-структурах, непропорционально высокой оплатой мелких услуг, льготными условиями работы с российскими корпорациями, кредитами в аффилированных с Кремлем банках или простыми взятками.

"У западной публики превратное представление о том, как работает российская машина манипуляции. В ее сознании есть такой один страшный Кремль, который рулит всем. В действительности в гибридной войне задействовано множество структур. Наверху этой пирамиды сам Путин, который принимает стратегические решение, например, мочить Хиллари Клинтон или поддерживать Марин Ле Пен. Его стратегические указания реализуют командные пункты гибридной войны: администрация президента (прежде всего управления по культурным связям с зарубежными странами и по внешней политике), спецслужбы и МИД. Они, в свою очередь, действуют через крупные корпорации, типа "Газпрома", а также структуры РПЦ и отдельных олигархов", – подчеркнул он.

Эйдман сравнил олигархические бизнес-структуры и РПЦ с "тяжелой артиллерией" и отметил, что они сыграли большую роль в захвате Крыма и Донбасса.

"Пропаганда – "боевая авиация" гибридной войны. Во время обычных военных действий воля к сопротивлению соперника подавляется массированными авиационными налетами. А в гибридной войне эту роль выполняет мощная пропагандистская атака. Так было и на востоке Украины перед началом российского вторжения", – продолжил он.

По данным социолога, пропаганду на Запад курирует замглавы администрации президента Алексей Громов, которому подконтрольны телеканал RT и агентство Sputnik.

"Но это только видимая часть работы. Пропаганда ведется через сети "друзей Кремля". Эти сети создают спецслужбы, работающие под прикрытием различных культурных, дипломатических, бизнес-структур и СМИ. В каждой европейской стране есть группа спикеров (известных экспертов, политиков, блогеров), готовых озвучивать месседжи кремлевских PR-кампаний", – рассказал он.

Также важную роль, по его словам, играют "фабрики троллей", распространяющие в интернете фейковые новости и панические слухи.

"Наиболее известный организатор фабрик троллей – бывший повар Путина Евгений Пригожин, владеющий холдингом "Фабрика медиа". Фабрики троллей работают не только на российскую, но и на западную аудиторию, туда активно набирают людей с хорошим знанием иностранных языков. Российские специалисты по SMM (продвижению в социальных сетях) организуют сети троллей и ботов непосредственно в западных странах", – добавил политолог.

Кроме того, Россия активно использует хакеров, добывающих информацию и передающих ее в СМИ.

"Вначале таким образом проводился слив компромата на внутренних диссидентов. Добывали его российские спецслужбы, а сливался он в сеть от имени якобы "независимого" хакера Хелла (Сергея Максимова), ныне осужденного за хакинг в Германии. А в последние годы эта технология активно используется для вмешательства в выборы в западных странах. Жертвами хакерских атак и последующих сливов компромата стали Хиллари Клинтон и демократическая партия в США, кандидат в президенты Франции Эммануэль Макрон, Ангелла Меркель и ЦДУ в Германии. В последнее время для обнародования полученного кремлевскими хакерами компромата активно используется "Викиликс", – продолжил Эйдман.

Также, по его словам, Кремль использует "партизан" гибридной войны – крайне правые партии "путининтерна" на Западе.

"С этими партиями российские власти взаимодействуют в основном через некоторых олигархов и политиков, связанных, с одной стороны, с АП Президента, а с другой – со спецслужбами. Среди создателей "путининтерна" – православный олигарх Константин Малофеев, недавно засветившийся в попытке переворота в Черногории, Владимир Якунин, Александр Дугин и т.д. Интересно, что Кремль наряду с ультраправыми поддерживают и некоторые ультралевые партии, например, Die Linke в Германии и Коммунистическая партия Чехии и Моравии. Идеологически их с Путиным объединяет только антиамериканизм и евроскептицизм", – рассказал политолог.

Он отметил, что многие левые переносят на путинскую Россию старые симпатии к СССР. А руководство некоторых левацких партий связанно с российскими спецслужбами еще со времен СССР.

"Наряду с правоконсервативной публикой приоритетная целевая аудитория путинской пропаганды – русскоязычные, живущие на Западе. В последнее время российские власти резко активизировали работу с ними. Кремль хотел бы превратить их в свою "пятую колонну", сделать их лояльными не странам, в которых они живут, а Путину, и использовать их в большой российской игре в Европе. Работу в этом направлении ведут "вербовочные центры" гибридной войны", – предупредил Эйдман.

Политолог подчеркнул, что под видом культурной или религиозной деятельности Кремль ведет активную пропаганду среди русскоязычных граждан, живущих на Западе, в том числе для продвижения прокремлевских политических сил.

"Отдельная тема – шантаж спецслужб, жертвами которого становятся видные политические деятели и даже главы государств. Есть данные, что среди них князь Монако Альбер, премьер-министр Венгрии Урбан и даже президент США Трамп. У армии гибридной войны есть и военное крыло. Так называемая ЧВК Вагнера. Это частная военная компания, наемники из которой участвуют в тайных российских спецоперациях в разных точках мира, прежде всего в Украине и Сирии. Эти современные ландскнехты готовы вмешаться во внутренний конфликт в любой стране", – добавил он.

По мнению Эйдмана, ситуация в бывших советских республиках особенно опасна.

"Путин рассматривает их как свою вотчину, над которой временно утрачен контроль. И виноват в этом, по его мнению, все тот же враждебный Запад. Восстановление российского господства над утраченными областями бывшей советской империи – одна из главных целей гибридной войны. Ситуация в Украине – предупреждение о том, что политическая и пропагандистская экспансия может закончиться настоящими боевыми действиями и реками крови. Как показывает история российско-украинских отношений, если манипулятивными методами достичь своих целей не удается, Кремль прибегает к открытому насилию. В этом главная опасность гибридной войны, способной привести мир на порог глобальной катастрофы", – подытожил он.