Правящая команда в Кремле пытается сделать власть своей собственностью "в бесконечном временном измерении", однако только все больше подрывает ее основы. Об этом написала в колонке для "Радио Свобода" российский политолог Лилия Шевцова.
"Субъект власти, ее монополизировавший, подрывает собственные позиции. Короче, стреляет себе в ногу. А ведь может попасть и в висок!... Выживание современного российского самодержавия определяется тремя факторами: способностью власти себя легитимировать; готовностью элиты соблюдать лояльность в отношении Персонификатора власти; возможностью системы использовать Запад в целях поддержки жизнеспособности государства, которое не может не только себя модернизировать, но и обеспечивать статус-кво", – перечислила она.
По мнению политолога, настроения общества зависят от того, как работает эта "триада", однако Кремль уже отказался от легитимации себя через выборы.
"Как показали недавние муниципальные выборы в Москве (да и не только в столице страны), власть пытается заставить население забыть о выборах, как будто их и нет! Таков тривиальный способ добиться победы за счет низкой явки и электората, зависимого от государства. Президентские выборы потребуют повышения явки, но при этом и ликвидации конкурентности и жестких мер по обеспечению нужного результата. В обоих случаях Кремль уничтожает единственный находящийся в его распоряжении способ получить широкое согласие народа на свое право управлять", – отметила она.
Шевцова обратила внимание, что в отличие от СССР, Кремль не может предложить идею, которая бы оправдывала его власть, а легитимация через возврат к монархии не имеет поддержки даже среди сторонников президента Владимира Путина, потому что размышления о том, кому в своей семье президент может передать власть, "наверняка вызовут у его поклонников смешанные чувства".
"Сама власть, все активнее прибегая к репрессиям, тем самым признает, что не верит в возможность добиться повиновения без подавления. Мы имеем власть, у которой большие сложности с оправданием своего права на безграничное правление", – подчеркнула она.
Политолог добавила, что поддержка самодержавия элитами основывается на сделке, согласно которой взамен на лояльность Кремль гарантирует им благополучие и безопасность.
"Сокращение государственных ресурсов заставляет Кремль снижать ренту для политического класса. Необходимость реагировать на общественное недовольство требует предъявлять народу сакральные жертвы. Чем выше градус недовольства, тем выше статус сакральных жертв, тем больше их требуется. Отсюда и ставшие регулярными аресты губернаторов и силовиков. Но готовность власти отдать на растерзание представителей обслуживающего сословия разрушает механизм его лояльности", – продолжила она.
По мнению Шевцовой, после ареста одного из ведущих министров Алексея Улюкаева даже высший эшелон власти не может чувствовать себя в безопасности.
"Вместо прежней умиротворенности, основанной на понятных знаках, в политике наступает время джунглей. А на горизонте маячит еще одна неприятность: если станет припекать, Персонификатор будет вынужден сделать то, что делали все носители единовластия, – обратиться к народу через голову правящего класса. Подтверждение искренности обращения потребует массовой чистки ожиревшего правящего сословия; неизвестно, кто попадет под нож", – рассказала она.
Политолог также отметила, что российская система всегда существовала за счет использования ресурсов западной цивилизации.
"Если во времена коммунизма у системы были возможности обратиться к внутренней мобилизации и частичной изоляции, то сейчас возврат к этому механизму выживания невозможен. Дело даже не в том, что население не готово разделить судьбу Северной Кореи. К изоляции не готова российская элита, интегрировавшая себя в западное общество. Но введение против Кремля санкционного режима, прежде всего американские санкции, которые ставят под угрозу переведенные на Запад состояния и активы российского политического класса, грозят оставить его без штанов. Застигнутая врасплох элита вынуждена задуматься о том, в какой степени сегодняшняя власть отвечает ее интересам", – подчеркнула она.
Шевцова добавила, что непосредственных угроз для высшего правящего эшелона пока нет. Однако начался процесс деморализации власти.
"Мы имеем возможность наблюдать не просто истощение ресурсов властной корпорации. Речь идет о большем: власть, пытаясь выжить, подрывает основы своего существования. Кремлю удается сохранить впечатление устойчивости только благодаря бесхребетности российского политического и интеллектуального классов, растерянности общества и кризиса западной цивилизации. Но кремлевские стратеги уже преуспели в сужении своего поля маневра. Они сумели пробудить беспокойство даже внутри кремлевского двора. Еще более успешно Кремль возбудил против России окружающий мир", – подытожила она.
15 ноября 2016 года в Следкоме РФ заявили о задержании Улюкаева. По данным российских следователей, чиновник получил от Сечина $2 млн за предоставление положительной оценки, позволившей "Роснефти" купить государственный пакет акций "Башнефти". Улюкаев отказался признать вину.
В ходе судебного заседания он заявил о провокации взятки со стороны ФСБ.
В суде обнародовали расшифровку разговора Сечина и Улюкаева. Из контекста беседы следует, что Сечин на прощание передал гостю корзинку с колбасой. Улюкаев в суде утверждал, что глава "Роснефти" дал ему также пакет с вином. Сечин назвал оглашение в суде содержания его разговора с Улюкаевым "профессиональным кретинизмом".