Яценюк подчеркнул, что в июне страны – члены Европейского союза должны проголосовать за продление санкций против РФ, ведь повторные голосования проходят раз в полгода. Остается вопрос, может ли быть применена ст. 7 договора о ЕС (положение о временном ограничении прав) в отношении Венгрии, которая неоднократно блокировала решения ЕС. В случае ее применения Венгрия фактически будет лишена права голоса. А неприменение противоречит интересам безопасности самого Европейского союза, отметил политик.
"Игра может быть слишком грязная. Могут использовать в том числе и американскую администрацию с той целью, чтобы руками Европы снять арест с $300 млрд [российских] активов", – подчеркнул он.
Яценюк отметил, что если президент США Дональд Трамп публично и непублично скажет премьер-министру Венгрии Виктору Орбану проголосовать, тот так и сделает. "А если нет или если кто-то другой скажет что-то другое, то это в принципе очень серьезный шанс для России выйти из-под санкций Европейского союза с основным и наиболее реальным активом", – сказал он.
Глава КФБ подчеркнул, что это те средства, за которые Украина может покупать оружие и возмещать ущерб. Это тот актив, который можно назвать классическими репарациями по нормам международного права, заявил он.
Контекст
После полномасштабного вторжения РФ в Украину страны Запада заморозили около $300 млрд активов Центробанка РФ. Часть из них хранится в странах ЕС (считается, что ориентировочно $190 млрд хранится в депозитарии Euroclear в Бельгии), часть – в США.
Около года союзники Украины обсуждали возможность использования замороженных активов для восстановления страны после войны. Однако, не придя к согласию, страны G7 договорились использовать проценты, накопленные от замороженных средств (ориентировочно $50 млрд ежегодно), как кредит для Украины.
14 января 2025 года телеканал CNN со ссылкой на неназванных чиновников из администрации на тот момент президента США Джо Байдена сообщал, что США пытаются убедить союзников вывести около $300 млрд замороженных российских активов на счет условного хранения (эскроу-счет). Деньги с него можно будет использовать только при достижении мирного соглашения между Украиной и Россией.
Франция и Германия обсуждают возможность ареста российских активов на сумму €200 млрд, если Москва нарушит запланированное соглашение о прекращении огня в Украине, писала 3 марта Financial Times.
21 марта "Радіо Свобода" со ссылкой на источник в дипломатических кругах сообщило, что лидеры ЕС не отказались от идеи конфисковать замороженные российские активы, что указано в итоговой декларации саммита дипломатов.