Обыски Генпрокуратуры в "ПриватБанке" по делу Kroll остановил Порошенко – СМИ
Источник "РБК Украина" сообщил, что президент Украины Петр Порошенко звонил генеральному прокурору Юрию Луценко и грозил увольнением из-за обысков 7 декабря в центральном офисе "ПриватБанка" в Днепре.
Следователи Генеральной прокуратуры Украины 7 декабря проводили обыски в офисе "ПриватБанка" в Днепре в рамках производства, где фигурирует международное агентство Kroll, специализирующееся на финансовых расследованиях. Об этом сообщил источник "РБК-Украина".
"Следователи ГПУ якобы предоставили постановление Печерского суда Киева о разрешении на проведение обысков в рамках уголовного производства №42017000000002828 от 5 сентября 2017 года. В постановлениях, по словам собеседника, отмечалось, что "в ходе досудебного следствия установлено, что должностные лица "ПриватБанка" по предварительному сговору с представителями Нацбанка, а также с владельцами и руководителями ряда субъектов хозяйствования, в частности иностранной детективной компании Kroll, используя служебное положение… организовали схему систематической растраты средств "ПриватБанка" …путем проведения заведомо убыточных операций по кредитованию субъектов хозяйственной деятельности за денежное вознаграждение в размере 3–5% от общей суммы кредита", – пишет "РБК- Украина".
Отмечается, что в решениях суда якобы даже содержался пункт об изъятии сервера Fritz, где находится база данных на 10 миллионов клиентов, однако силовики ушли, ничего не изъяв.
По словам собеседника издания, эти обыски остановил президент Украины Петр Порошенко, позвонив генеральному прокурору Украины Юрию Луценко.
"Порошенко позвонил Луценко, когда узнал об обысках в "Привате", и спросил, зачем он это делает. Луценко сказал, что не влияет на следователей в рамках действующего законодательства. Порошенко ответил, что тогда, в рамках действующего законодательства, сейчас в Раду придет представление на увольнение генпрокурора", – заявил источник.
По его словам, во время встречи Луценко и экс-акционера "ПриватБанка" Игоря Коломойского в Амстердаме могли обсуждаться детали именно этих действий по "делу Kroll".
"Луценко и Аваков (министр внутренних дел Арсен Аваков. – "ГОРДОН") очень зря стали помогать Коломойскому. Kroll – международная компания, которая занимается розыском активов, украденных денег и их возвратом по всему миру. Против них так открыто идти нельзя", – заявил собеседник издания.
В окружении Порошенко "РБК-Украина" подтвердили, что у президента состоялось несколько "жестких разговоров" с Луценко по мотивам дел "ПриватБанка" и поездок в Амстердам.
Кроме того, возможным коммуникатором между Коломойским и Луценко называют нардепа от Блока Петра Порошенко Александра Третьякова. Сам Третьяков в комментарии "РБК-Украина" заявил, что это неправда.
Источники в Генпрокуратуре заявили, что в "ПриватБанке" 7 декабря был не обыск, а "следственный эксперимент". Собеседник в окружении Луценко заявил, что сотрудники ГПУ не могли не проводить следственные действия в рамках расследования, но якобы выемку документов остановил сам генпрокурор. "Луценко запретил. Жестко сказал оставить их всех в покое, если иначе не умеют или процессуально не могут", – сказал собеседник издания.
Кроме того, в окружении Луценко подозревают, что историю со встречей в Амстердаме мог "слить" сам Коломойский. "Это в его стиле. Как и все его телефонные разговоры с политиками, которые время от времени выбрасываются в интернет", – сказал источник.
По информации "РБК-Украина", Национальное антикоррупционное бюро Украины завело новое дело против Kroll якобы по заявлению нардепа от Блока Петра Порошенко Валерия Давиденко. Издание отмечает, что этот нардеп фигурировал в написании разный заявлений, "которые могут быть выгодны стороне Коломойского".
Журналист, главный редактор "Цензор.НЕТ" Юрий Бутусов обратил внимание, что открытие уголовного производства и получение Генпрокуратурой в Печерском суде санкции на обыск в "ПриватБанке", который прошел 7 декабря, совпали с возвращением из Амстердама главы ГПУ Юрия Луценко. Тот утверждал, что "случайно" встретил в столице Нидерландов экс-совладельца "ПриватБанка" Игоря Коломойского.
Издание "Цензор.НЕТ" опубликовало копию судебного решения о проведении обысков, в котором сказано, что, по данным Генеральной прокуратуры, представители "ПриватБанка" и Kroll вступили в сговор с должностными лицами Нацбанка, организовав "схему систематической растраты средств "ПриватБанка" при выдаче кредитов.
Заместитель главы Национального банка Украины Екатерина Рожкова заявила, что уголовное производство по факту якобы злоупотреблений должностными лицами "ПриватБанка", Национального банка Украины и детективного агентства Kroll при выдаче кредитов, которое расследует Национальное антикоррупционное бюро Украины, связано с подготовкой отчета детективов-аудиторов. По ее словам, отчет будет выпущен в январе.
21 декабря министр финансков Украины Александр Данилюк заявил, что решение Лондонского суда по заморозке активов бывших владельцев "ПриватБанка" до момента принятия решения по существу стало возможным, "несмотря на все прямые попытки со стороны Генеральной прокуратуры помешать этому процессу". Министр также обвинил ГПУ в открытии и "активном продвижении" производств против действующих должностных лиц "ПриватБанка", Минфина и Нацбанка Украины. Данилюк при этом потребовал отставки Луценко.
Коломойский, отвечая на вопрос издания "Левый берег", правда ли, что генеральный прокурор ему помогает по делу "ПриватБанка", ответил: "П...здит. Данилюк п...здит".
Согласно решению правительства от 18 декабря 2016 года, государство на 100% стало собственником "ПриватБанка".
5 июня 2017 года Центр по расследованию коррупции и организованной преступности OCCRP сообщил, что "ПриватБанк" в течение 2015–2016 годов выдал свыше $1 млрд кредитов 28 фирмам, которые контролировались лицами, связанными с бывшим владельцем банка Игорем Коломойским.
7 июля в НАБУ заявили, что государство понесло убытки в размере докапитализации банка на 116,8 млрд грн.
НБУ в июле опубликовал отчет финансового аудита "ПриватБанка", проведенный компанией Ernst&Young, согласно которому накануне национализации банк представлял собой финансовую пирамиду.
После этого экс-владельцы банка, а также связанные с ними офшоры и физические лица подали десятки исков в украинские суды, в которых обжалуют процедуру национализации и требуют компенсаций за связанные с ней финансовые потери.