Портников о Насирове: Еще ни разу новые антикоррупционные институты не обвиняли чиновника такого ранга. Это водораздел

Виталий Портников: Тотальная борьба с коррупцией возможна только при изменении правил игры
Фото: Виталий Портников / Facebook

Дело главы Государственной фискальной службы Романа Насирова может означать, что в Украине начинается тотальная борьба с коррупцией или это сигнал чиновникам, чтобы те не переходили в лагерь оппонентов, считает политический обозреватель Виталий Портников.

Объявление подозрения председателю Государственной фискальной службы Роману Насирову может изменить отношения во власти и отношения власти и общества, и сейчас Украина стоит на распутье. Об этом в колонке для "Еспресо" написал политический обозреватель Виталий Портников.

"Еще ни разу со времени Майдана внимание правоохранительных органов не привлекал не просто чиновник такого высокого ранга, но – системообразующий игрок. Еще ни разу новые антикоррупционные институты не обвиняли человека, который является одним из ведущих чиновников действующей власти. Это и означает водораздел", – отметил он.

По мнению политического обозревателя, дальше возможны по меньшей мере три варианта развития событий.

"Первый – что в стране начинается тотальная борьба с коррумпированным чиновничеством. В результате при поддержке главы государства и правительства происходит очищение власти, реформы становятся более эффективными, возможности обновления страны в кратчайшие сроки – более реальными", – написал он.

При этом журналист добавил, что этот вариант представляется маловероятным из-за коррумпированности власти и общества в целом.

"Тотальная борьба с коррупцией возможна только при изменении правил игры с последующим преобразованием общества "теневиков" и контрабандистов в государство честных налогоплательщиков. А у общества есть запрос скорее на борьбу с чиновниками – то есть, проще говоря, на репрессирование богатых", – подчеркнул он.

Портников пояснил, что из-за этого тотальная борьба с коррупцией в Украине обречена на поражение и имитацию реальных действий.

"Второй вариант – условно "итальянский", операция "Чистые руки". Он подразумевает тотальную борьбу с коррумпированным чиновничеством при сохранении существующих правил игры. Но при этом сама борьба становится неуправляемой, власть – в целом как социальная группа – погибает под руинами кризиса, и на сцене появляется новая коррумпированная группа "спасителей Отечества", которая сосредотачивает в своих руках всю полноту власти и контроль над финансовыми потоками", – продолжил он.

Журналист напомнил, что в Италии после успешной антикоррупционной борьбы к власти пришел миллиардер Сильвио Берлускони, а на месте послевоенного итальянского государства возникла "имитация" государственных институтов для Европы. По мнению Портникова, такой путь для Украины более вероятен, чем предыдущий.

"Но есть и третий путь – если попытка арестовать Насирова и вручить ему подозрение стала просто сигналом для чиновников. Не стоит переходить в лагерь оппонентов и считать себя самостоятельным игроком. Нужно с большим вниманием относиться к замечаниям с Банковой. В пользу этой версии говорит то, что задержание Насирова происходило в лучших традициях номенклатурного "междусобойчика", – отметил журналист.

Портников обратил внимание, что обвинения Насирову выдвинули перед днем рождения, что является "любимым временем для сигналов".

"Предъявление обвинений происходило в режиме эффектного ночного шоу в палате "Феофании" – так обычно действуют российские борцы с коррупцией. При этом как повод для обвинений было выбрано содействие не кому-нибудь, а Александру Онищенко – человеку, который сейчас является одним из инструментов компрометации президента Украины Петра Порошенко на Западе", – подчеркнул он.

По мнению политического обозревателя, Насиров не мог оказывать Онищенко преференции самостоятельно, но пострадал он именно из-за этого.

"Такой путь антикоррупционной борьбы – уже не итальянский, а российский. Президент Владимир Путин не останавливается перед арестами системообразующих чиновников, министров, глав регионов... Одновременно позиции самого Путина и его ближайшего окружения остаются незыблемыми, номенклатура находится в ужасе и преданности, силовые структуры конкурируют между собой в "оформлении виновных". Но самое главное – никто не удивляется тому, что за коррупционные преступления может быть приговорен не только бывший министр, но и оппозиционер, какой-нибудь Алексей Навальный или Михаил Ходорковский", – продолжил Портников.

Он добавил, что "перед Путиным все равны", поэтому за коррупцию могут арестовать не только коррупционера, но и антикоррупционера, по решению администрации президента.

"Третий путь развития событий представляется для Украины наиболее вероятным. Но если власть проявит слабость, не сможет контролировать антикоррупционные структуры, если в деятельность этих структур вмешаются западные друзья или российские враги, события пойдут другим, "итальянским" путем, – подытожил журналист.

2 марта в НАБУ подтвердили, что Насиров задержан в столичной клинике "Феофания", с ним проводились следственные действия в рамках дела беглого нардепа из группы "Воля народа" Александра Онищенко. В тот же день медики сообщили, что у Насирова констатировали инфаркт миокарда.

Нардеп от "Самопомочі" Андрей Журжий, присутствовавший в больничной палате вместе с правоохранителями, заявил, что НАБУ удалось вручить Насирову подозрение, несмотря на то, что сотрудников антикоррупционных органов в больницу пускать не хотели. При этом адвокаты главы ГФС утверждали, что озвученное уведомление не имеет юридической силы, так как их клиент был "в бессознательном состоянии".

3 марта в НАБУ заявили, что накануне вручили Насирову подозрение в злоупотреблении служебным положением. В антикоррупционной прокуратуре сообщили, что его действия нанесли государству ущерб в 2 млрд грн.

В этот же день Кабмин временно отстранил Насирова от исполнения служебных обязанностей.

По словам президента Украины Петра Порошенко, дело Насирова "должно быть доведено до конца".